PDF Печать E-mail
Урок истории в 7 классе «Начало Реформации в Европе»


Опрос


  1. что такое Возрождение?
(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

  1. кого мы называем гуманистами?
(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

  1. почему их так называют?
(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

    4. Проверка таблицы «Основные научные идей      способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»

Введение

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока, изучают план.

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Знакомство с проблемными заданиями:

 

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.
 

Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.

I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей

(записать в тетрадь)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.   

(записать в тетрадь)

Причины Реформации:

  1. потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

  1. сбор десятины
? что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

  1. торговля индульгенциями
? что такое индульгенция

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
  2. гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы -  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

                В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь 

        толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала

        торговля индульгенциями.

  С чем было связано оживление торговли индульгенциями?

        ( с развитием рыночных отношений)

       В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый

       монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,

       затем изучал право. Стал основателем университета в

       Виттенберге. Был профессором богословия.

       На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил

       обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

1.      осудил торговлю индульгенциями

2.      церковь не может быть посредником между человеком и богом

3.      предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ  стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV(он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось ниспровержение католицизма.

III. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание
  4. священники должны растолковывать Библию
должность священников – выборная

  1. не признавалось монашество
  2. церковь не должна владеть землями
  3. удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,
богатые церковные одежды, пышные обряды)

  1. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  2. богослужение на родном языке
Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны

(1524-1526)

Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер

Причины:

  1. рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
  2. дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
  3. увеличение барщины и оброка (развитие ТДО)
Программный документ: «12 статей» (требования)

1.      право выбирать священника

2.      отмена зависимости крестьян

3.      сократить барщину

4.      отменить второстепенные повинности

5.      возвратить общинные земли

6.      установить справедливую арендную плату

Начало крест. войны: лето 1524 года

                                     1525 год почти вся Германия охвачена

                                               крест. движением

 Формы борьбы:

1.      сжигали документы с записями повинностей

2.      громили монастыри и замки

3.      делили господский скот

4.      возвращали общинные земли

Количество участников: около 40  тыс. чел

Место: смотри карта стр.96 (юго-запад страны)

Итог: 1. дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке

          2. Мюнцер казнен

          3. Уничтожено 100 тыс. человек

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель
Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой

Проверка проблемного задания

Записать домашнее задание  параграф 11

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

 

Тема урока. План урока.

Возможная личностно важная проблема.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Возможная личностно важная проблема:

Понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений, что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности.

 

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения Мартина Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви, знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в Реформации.

 

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий:

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.
Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение учителя, сюжетный рассказ, организация лабораторной работы

На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.)

 

Развитие умений учащихся

Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы

 

Основные понятия и термины

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант

 

Источники информации

Учебник параграф 11

Карта «Реформация в Европе»