PDF Печать E-mail
Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»



Цели урока:  наблюдать жизненные явления, научить сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства, как живописи, так и музыки.

Помочь установить ассоциативные  связи между разными видами искусств                           

Задачи урока:  знакомство с жанром портрета (портрет в живописи, скульптуре, автопортрет). Проследить за развитием жанра. Познакомить с шедеврами зарубежных художников. Заполнить КАРТУ ПАМЯТИ (ментальная карта).

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.

II. Формирование новых знаний.     

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель – узнаваемость изображенного на нм человека.

Слово « портрет» произошло от  французского portrait, что означает изображение определённого человека или группы людей. Жанр возник в глубокой древности, причём  вначале это были скульптурные портреты, затем портреты стали появляться в живописи и графике.

Предлагаю заполнять таблицу по ходу урока. МЕНТАЛЬНАЯ  КАРТА. В центре тетради посередине пишем главное слово ПОРТРЕТ, от него идут стрелочки в разные стороны. У этих стрелочек рисуем прямоугольники и закрашиваем их в разные цвета. Начинаем карту заполнять с верхнего прямоугольника. Древний Египет. Выделяя признаки портретов и скульптур  разных эпох. Показываю презентацию по теме «Человек в зеркале искусства: жанр портрета». По ходу презентации заполняем пустые прямоугольники. Что у нас получилось в конце урока см.Приложение №1.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мёртвых, определили стремление  передачи портретного сходства в изображении человека: душа умершего должна найти своё вместилище. Взгляните на скульптурный портрет Нефертити. (Слайд с портретом + таблица). В начале 20 века была найдена эта скульптура, а сделана она была в 14 веке до н.э.

Нефертити была царицей Древнего Египта, скульптура имеет портретное сходство. Плавность линий профиля, изящество гибкой шеи. Многие столетия Нефертити была эталоном женской красоты. 

В Древней Греции придерживались уже обобщённых образов, художники считали красивым образ, в котором гармонично сливалось духовное и физическое совершенство человека. Примером этого может служить знаменитый «Дискобол» Мирона (слайд)

Мирон жил и творил в 5 веке до нашей эры. Посмотрите, как мастерски  ему удалось передать ощущение движения, физическое совершенство своего героя, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица. А вот скульптура ваятеля Праксителя «Афродита» (слайд). Особой теплотой и нежностью веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной в 4 веке до н.э.

 Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Эти портреты отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность (потрет Юлия Цезаря) или жестокость и деспотизм (портрет Каракаллы).

В Средние века художники стремились передать божественный дух на картинах, которые ограничивались строгими религиозными рамками, но всё чаще они наполняются человеческими чувствами, ошеломляя  и потрясая своих зрителей…(слайд)

Эта тема получает развитие и в эпоху Возрождения. 

Рассмотрим  «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти. Глядя на неё Ганс Христиан Андерсен сказал: «Такого неземного,  детского лица нет ни у одной женщины…» Искусство эпохи Возрождения  возвеличивает образ человека, порой не просто пытаясь передать его образ, но и сделать его идеальным. Примером этому может служить «Автопортрет» Альбрехта Дюрера (автопортретом называется портрет, где художник нарисовал сам себя) Смотрим на Автопортрет А.Дюрера.  Уникальный мастер, гений эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи олицетворяет идеального человека своего времени.   

В конце 16 в. Возникает новый тип портрета, в котором передаётся необычная внутренняя сосредоточенность человека, погружённость в собственный мир. Это мы можем видеть на картинах испанского художника Эль Греко.(слайд).

 Резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, бледные лица, огромные бездонные глаза.                                                                                                                                                       Безусловно, вершиной портретного искусства считают картины великого голландского художника  Рембрандта. Его называли поэтом страдания и сострадания. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорблённым».                                                   Картины Рембрандта называют картинами-биографиями, достаточно взглянуть на картины Рембрандта «Портрет старухи», «Портрет старика в красном». Мы  ничего не знаем о них, но что вы можете рассказать об этих людях, глядя на эти портреты?

( далее учащиеся делятся своими мыслями…)  

На рубеже 17 и 18 веков на портретах мы видим другую породу людей - придворно-аристократических (слайд с картинами Франсуа Буше).  На первый план выходит стиль рококо с его утонченными, задумчиво-томными, мечтательными образами.   

 Удивительный портрет –памятник оставил нам француз Этьен Морис Фальконе(18век) - это Памятник Петру Первому в Петербурге. Вопросы классу:

Почему мы восхищаемся этим скульптурным портретом?

Каким мы видим здесь Петра Первого?

Что означает поднятая вверх рука Петра Первого?

19 век, период романтизма, портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделённого свободой воли. (слайд портрет Ф.Шопена кисти французского художника Эжена Делакруа) Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Напряжённость, драматичность достигается колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением тёплых и холодных тонов.       

 В портретном искусстве 20-21 вв. условно можно выделить два направления.  Одно из них продолжает классические традиции реалистического  искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.

Итог урока. Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Заполнить  карту памяти далее,  включив в неё информацию о  художниках,  скульпторах,  графиках 20-21 века.

Подготовьте сопровождающую компьютерную  презентацию.

Страна, век

Название художественного произведения

Автор

Признаки

Образ

Древний Египет

14 век до н.э.

Нефертити

 

Плавные линии профиля, изящество гибкой шеи, прелестные черты лица

Воплощение красоты и гармонии человека

Древняя Греция

5 век до н.э.

«Дискобол»

Скульптор Мирон

Не заостряет внимания на особенностях лица. Духовное и физическое совершенство.

 

Образы героев и богов.

Древняя Греция

4 век до н.э.

«Афродита»

Скульптор Пракситель

Нет божественного величия. Покоен и целомудрен.

Образ богини.

Рим

 

 

Портрет Каракаллы

(римский император с 211 г)

 

Жестокость, деспотизм.

Сохранить образ для потомков.

Правитель.

 

 

Рим

Портрет Юлия Цезаря

Скульптор

Величие, высокомерие.

Сохранить образ для потомков.

Правитель.

 

Средние века

 

Энрико Скровеньи вручает модель своей капеллы Богородице

Джотто

Божественный дух.

Утратил в средние века жизненно полнокровную индивидуальность.

Символический портрет.

Портрет растворился в иконной имперсональности.

Полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

 

Средние века

«Коронование Роберта Анжуйского святым Людовиком Тулузским»

Симоне Мартини

 

 

Эпоха Возрождения

 

 

 

 

Торжественный гимн могучему человеку

Возвеличивание образа человека

 

1471-1528

 

«Автопортрет»

Альбрехт Дюрер

 

Идеализированный герой

Высокое Возрождение

 

 

«Джаконда»

1503-1505

Леонардо да Винчи

Возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния

Идеальный человек своего времени

 

«Лютнист»

Микеланджело (1573-1610)

Человеческое обаяние

Реальная повседневная жизнь

Высокое Возрождение

«Сикстинская мадонна»

Рафаэль Санти

1483-1520

Олицетворение идеального человека

Идеал женственности

Закат 16 века

 

Испания

«Мужской портрет с рукой на груди»

Эль Греко

1541-1614

 

Резкие контрасты освещения, оригинальный колорит. Застывшие позы.

Необычная внутренняя сосредоточенность человека

 

Голландия

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт

1606-1669

 

  Отражены  сложные,  полные тягот  и  лишений  судьбы  простых  людей

«Униженные и оскорблённые»                                                  

Конец17 начало 18 века

 

«Меццетен»

(меланхолический образ героя ярмарочного театра)

Антуан Ватто

1684-1721

Стиль рококо.

Придворно – аристократическая культура

Утонченные, задумчиво-томные, мечтательные образы

 

«Концерт»

Франсуа Буше

1703-1770

Лёгкий, подвижный

Полный изящных переливов

18 век

 

Петербург

 

Памятник Петру 1

воздвигнутый в 1765-1782

Скульптор Этьен Фальконе (1716-1791)

 

Неукротимая энергия. Властный жест.

Гения и созидателя

19 век

Франция

 

 

 

Портрет Ф.Шопена

Эжен Делакруа (1798-1863)

 

Страстность, пылкость, внутренняя суть.

Изображение внутреннего «я».

 

Психологический портрет.

20-21 век

 

 

 

 

Симоне Мартини

Энрико Скровеньи вручает модель своей капеллы Богородице

Отсутствие сходства

По всем этим причинам «образ реальной человеческой личности утратил в средневековом искусстве жизненно полнокровную индивидуальность. Он почти растворился в иконной имперсональности, выражаясь в художественной форме, которую можно было бы определить как „символический портрет“». До появления определенного натурализма в искусстве готики, средневековые портреты были далеки от документальной достоверности. Индивидуальное начало проскальзывало в каноне, стереотипе лишь изредка, и то — едва уловимым намеком, условным обозначением.

Типы памятников[править | править исходный текст]

Церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях:

Ритуальные: присоединенные к святым изображениям как память о каком-либо богоугодном деле

Мемориальные: на надгробном памятнике

Портретное сходство в обоих случаях не преследовалось, изображение могло быть полностью условным и компенсироваться атрибутами или надписями.

В первой категории (вписанными в сакральное изображение) чаще всего встречаются образы императоров, королей и прочих монархов, а также духовных иерархов — пап и епископов; то есть верных защитников Церкви, донаторов (ктиторов) и ревнителей благочестия.

Примеры:

  Христос коронует Рожера II, Марторана      

Раннехристианская иконография: императоры, патриархи и придворные изображены рядом с Христом и святыми как соучастники священной литургии. Культ власти императора тесно спрягается с христианским культом, пока еще новым. (Мозаики Сан-Витале в Равенне, IV век).

Более поздний период: портреты властителей начинают занимать более скромное место в системе украшения храма, перемещаясь в нартекс, на хоры. Императоры начинают припадать к стопам Христа и святых, молясь о заступничестве.

Зарождение настоящего портретного жанра происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, которое началось в конца XII века. Этот процесс имел длительное развитие и привел к тому, что к XV веку, пока в Италии в основу культуры закладывались новые гуманистические представления о человеке, Северная Европа основывалась на Новом благочестии (Devotio moderna) северных мистиков.

 Со временем готика проникла в Италию и сначала затормозила развитие Проторенессанса; затем ей удалось его обогатить. Одновременно с этим реалистические завоевания Джотто (в готизированной подаче сиенской и отчасти флорентийской живописи 2-й пол. XIV в.) проникли во Францию и другие заальпийские страны и были восприняты их искусством.

Симоне Мартини. «Коронование Роберта Анжуйского святым Людовиком Тулузским»

                   Урок искусство в 8 классе ведется 1 раз в неделю. Проверить д.з. и дать новый материал  так, чтобы он запомнился моя задача. Использую на уроке цветные таблицы - ментальные карты. Именно они позволяют, активизируя естественные процессы мозга, получить неоспоримые преимущества при работе с информацией любого вида. В наше время информация поступает не просто потоками, а уж скорее одним сплошным бесконечным потоком. Выделить из него важное, зафиксировать то, что необходимо, порой бывает необычайно сложно.

Использование различных карт или диаграмм для этой цели совсем не ново. Еще с 70-х годов такой метод  применялся в Японии, поспособствовав революционному прорыву в экономике страны.

Существовали четыре способа: диаграмма связей, диаграмма Исикавы, древовидная диаграмма и диаграмма осуществления деятельности. Кроме того, использовались также такие методики, как диаграмма Ганта и матрица связей. Все они заключались в отображении связей между различными понятиями, формируя из них логичную и продуманную систему.

Существуют и несколько более сложных и громоздких способов, также построенных по принципу диаграммы. Это «грозовая туча» и «деревья текущей и будущей реальности». Предложены эти методы были Э. Голдраттом.

Однако именно метод майндмэппинга, благодаря своей легкости и естественности, завоевывает популярность во всем мире.

Ментальные карты: сущность методики 

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. В принципе, этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления. В некоторых переводах приводится другое название данной методики: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Психолог исследовал мыслительные системы, которые были предпочтительными в  эпоху античности и Ренессанса. После этого ученый и предложил замечательный способ помочь своему мышлению вместо того, чтобы бороться с собой. Опираясь на опыт великих мыслителей прошлого, Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они следовали ассоциативным связям и даже фантазии. Поэтому их записи были живыми и «говорящими», способными донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому иному человеку, даже через толщу веков. Отсюда же психолог почерпнул и значение рисунка для передачи и оформления собственных мыслей (в частности, после изучения записей Леонардо да Винчи).

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя. Никакого сухого материала, длинных умных фраз, стенографии и иных способов сохранения и передачи информации. Поэтому и дальнейшая работа с такими ментальными картами не будет вызывать дискомфорт и отторжение. Более того, с ними будет работать интересно и продуктивно.

Основана данная методика на принципе «радиантного мышления», связанного с ассоциативными мыслительными процессами. Отправная точка в таком процессе – центральный объект (мысль, идея, задача). Напомним, что радиант – это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отображает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяет запечатлеть их на различных носителях. 

Чтобы полученные результаты не выглядели слишком умозрительными, создав при этом дополнительные проблемы, предлагается их запечатлеть на бумаге или ином носителе информации. Чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию, рекомендуется оформлять все записи по-разному, с помощью различных цветов или форм, с использованием картинок и иных изображений. Такое наглядное оформление мыслительного процесса позволяет продолжать работу с информацией, структурируя ее, группируя или выделяя новые положения.

В пользу методики «ментальных карт» говорит и то, что это метод целостного мышления. Как известно, за логическое мышление отвечает левое полушарие мозга. Следовательно, при ведении классических линейных записей будет активизировано именно оно. Зато правое, отвечающее за творчество и образное мышление, будет отдыхать. Но метод  майндмэппинга позволяет одновременно задействовать оба. Это и означает целостность мышления.

Особенности построения метальных карт

Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы. На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.

Для составления ментальной карты по теме «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» я поставила задачу: Познакомить с жанром портрета (портрет в живописи, скульптуре, автопортрет). Проследить за развитием жанра. Познакомить с шедеврами зарубежных художников.

Для составления ментальной карты, особенно первый раз, лучше всего подойдет лист бумаги, не менее чем стандартного размера А4. В дальнейшем размер поля для создания карты может быть и безграничным. Но начинать лучше с малого.

В центре листа следует разместить вашу центральную идею, мысль, концепт. Лучше его разукрасить или выполнить в виде рисунка. Далее следует провести линии к углам листа. Их следует «обозначить», т.е. подписать ключевыми словами, существительными или глаголами. Не все слова подойдут. Использовать нужно такие слова, которые будут достаточно «говорящими», чтобы заставить учеников создать или восстановить ассоциативную цепочку, вспомнить определенные образы или мысли. Это основные ветви.

Заметим, что линейный и радиальный методы записи во многом близки. Но если в линейном используются заголовки, подзаголовки, схемы и таблицы, то в радиальном - ключевые слова более высокого (крупного) уровня, которые можно рассматривать как заголовки для более низкого.

Я использовала на уроке радиальный метод.

                                      Портрет (см. приложение №1)

Дальнейшее дробление на ветви будет отображать все более и более мелкие детали. Для того чтобы схема воспринималась максимально эффективно, лучше использовать различные цвета, особые обозначения, значки, картинки. Играйте с буквами, их формой и размером. Однако писать следует разборчиво, иначе ученики  просто потеряют ценную информацию, разбирая свои каракули. Также необходимо избегать повторений, которые могут возникнуть, когда ученики  с головой уйдут в творческий процесс.  Итог такого творчества -  не линейная, а радиальная запись.

Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование. Структурирование в майндмэппинге возникает  как результат работы их ассоциативного мышления. Как говорится, все начинается с чистого листа.

Первую ментальную карту не следует делать слишком сложной. Сначала лучше потренироваться, сделав карту для простой и немудреной идеи или небольшой лекции. Дальше усложняйте. Использовать карты широко, для различных сфер своей деятельности, можно только после того, как получите определенные навыки в их построении. Я научила учеников  делать  ментальные карты в начале учебного года. И это показывает хорошую успеваемость класса по предмету.

Помнить нужно и о том, что у каждого человека свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность. Кроме того, намного приятнее смотреть на красивую карту, подходя к ней как к творчеству. Но пространство ментальной карты нужно использовать максимально эффективно и рационально, не оставляя пустых мест, но и не склеивая информацию. Оптимальное расположение карты горизонтальное.

Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме. Если же этого не получилось, то есть смысл продолжить анализ и ассоциативный ряд. Иногда для этого необходимо уделить больше внимания какой-либо одной отдельной ветке, которая вышла не очень красиво, а значит, и является слабым звеном.

Итог: Что дает использование майндмэппинга, например, в учебной сфере? Прежде всего, возможность создания ясных и понятных конспектов лекций. Причем это одинаково относится как к студентам и ученикам, так и к их преподавателям. Читать лекции по своим ментальным картам не менее удобно и приятно, чем по линейно записанным длинным предложениям. В результате и отдача от таких лекций (учебников или книг) будет намного выше. Применение метода ментальных карт облегчит также и написание рефератов, курсовых и дипломов, ведь в процессе прочтения необходимой информации ученики  смогут ее эффективно сохранить и запомнить множество нюансов.

Эффективность майндмэппинга

Методика ментальных карт позволяет увидеть многое, что оставалось скрытым от вас. Ассоциативное мышление поможет открыть новые стороны личности или новые проблемы, на которых вы могли просто не заострять внимание, определить новые пути и способы решения различных вопросов.

Действительно, в нашей голове постоянно проносятся миллионы мыслей, а ведь многие из них хотелось бы зафиксировать, записать, развить и т.д. Интеллект-карты позволяют сохранить все мысли, которые важны для вас. То же самое относится и к потоку информации, которая поступает бесконечно. Структурировать и запомнить ее эффективно поможет использование ментальных карт. Записанная на языке мозга, информация будет впоследствии отлично восприниматься.

Преимущество метода ментальных карт в особенности записи. Например, записи, сделанные линейным способом, часто сложно запомнить и не менее сложно впоследствии восстановить в памяти. Кроме того, все записи, несмотря на их разделение заголовками, идут «сплошным потоком», поэтому нелегко выделить главное, основное. Чтобы прочитать всю информацию, записанную на страницах тетради или блокнота, требуется много времени, использование которого может быть гораздо более эффективным.

Напротив, записи, сделанные радиальным способом, позволяют избежать всех перечисленных выше неудобств. Это значит, что информация будет восприниматься целиком, во всей полноте, при этом сразу будет очевидно «центральное звено», основополагающая мысль. А времени на изучение ментальной карты требуется совсем не много.

Продуктивность и эффективность метода ментальных карт заложена в том, что при их построении используются три принципа, по которым работает наше мышление. Это ассоциации, иерархия и визуальное представление. Все эти принципы естественны для человеческого мозга, поэтому они так подходят для структурирования, обработки, понимания и запоминания информации любого рода и сложности. Работа при составлении ментальной карты проходит как отражение работы мышления. Восстановить ход мыслей в привычном для вас темпе, порядке не так сложно. Тем более, что подсказки будут постоянно у вас перед глазами на карте.

Как видим, преимущество ментальных карт в охвате большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала, а также в том, что задействованы оба полушария мозга при создании карты.

Можно также утверждать, что ментальные карты гораздо более индивидуальны, чем обычные записи. Они – непосредственное отражение мышления конкретного человека. Разве это не увлекательно: посмотреть, как работает ваш мозг?

Резюме

Как видим, научиться майндмэппингу несложно. Ваш мозг сам подскажет вам, какое звено следует за каким, поможет отобразить ассоциативный ряд на бумаге. Понятия, ключевые слова, запечатленные на ментальной карте, окажутся «живыми», близкими и понятными вашему мозгу. Ключевое звено,  несущая конструкция, составленная из живых мыслей, не будет поглощена скучным и бессмысленным текстом, как иногда может показаться при чтении объемного материала. Именно поэтому мозг сможет запомнить и воссоздать их снова при первой необходимости.

Обучение майндмэппингу происходит, как и всегда при внедрении нового метода или методики, через практику. Начав с создания простых ментальных карт, которые помогают справиться с небольшими, может, даже незначительными задачами, вы впоследствии сможете решать более серьезные проблемы, применяя этот метод. Попробовать на простом необходимо, чтобы суметь быстро убедиться в эффективности майндмэппинга. Убедившись, вы  сможете доверить ему помочь вам в решении того, что казалось неразрешимым при стандартном анализе.

Востребованность этого метода говорит о том, что многие люди находят его полезным. Более того, например, В. Колесник даже развил методику, предложив омегамэппинг. У него возникла такая необходимость  в связи с трудностями при создании идей при работе с ментальными картами. Метод майндмэппинга применяется в самых разных сферах деятельности человека, делая процесс решения различных задач и проблем гораздо более эффективным и результативным.

Если вы сомневаетесь, стоит ли прибегнуть к методу ментальных карт, просто вспомните о том, что визуализированные цели достигаются быстрее. На всех уровнях самоорганизации и во всех видах деятельности майндмэппинг может стать настоящим действующим помощником, способным облегчить вам жизнь или даже изменить ее.

Астраханцева Т.Е., МКОУ СОШ с. Пасегово, Кирово -Чепецкого район, Кировская область