PDF Печать E-mail
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (по программе под редакцией В.Я. Коровиной)



Класс                                  8

Количество часов             102

Уровень обучения             базовый

Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной : Литература 5-11 класс, Москва «Просвещение» 2008г.

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

8 класс —  102 часа

 

 

 



Раздел

Тема урока. Основное содержание

Дата

развитие речи

контр. работы

Домашнее задание

план

факт

1

Введение

(1 час)

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. КУБ Народные казачьи песни на Кубани.

 

 

 

 

 

2

Устное народное творчество

 (3 часа)

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. КУБ Лирические и обрядовые песни.

 

 

 

 

 

3

 Лирические и исторические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная …», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».  Частушка как песенный жанр.

 

 

 

 

 

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

 

 

 

 

 

5

Древнерусская литература

(4 часа)

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

 

 

1

 

 

6

 «Житие Александра Невского»(фрагменты).Защита русских  земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

 

 

 

 

 

7-8

Вн.чт..«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бы­товой сатирической повести

 

 

 

 

 

9

Русская литература XVIII века

(3+2р.р. часа)

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.

 

 

1

 

 

10

Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

 

 

 

 

 

11

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

 

 

 

 

 

12-13

Р.\р.Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

 

 

2

 

 

14

Русская литература XIX века (43+4 часа)

И. А. Крылов. Слово о баснописце.

 

 

 

 

 

15

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

 

 

 

 

 

16

Вн.чт. И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа

 

 

 

 

 

17-18

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума  Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

 

 

 

 

 

19-20

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

КУБ А. С. Пушкин «Кавказский пленник». Жизнь и быт народов.

 

 

 

 

 

21

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) КУБ Кубань и Кавказ в русской классической литературе 19 века.

 

 

 

 

 

22

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

 

 

 

 

 

23

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

 

 

 

 

 

24

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

 

 

 

 

 

25

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

 

 

 

 

 

26

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

 

 

 

 

 

27-28

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

 Р.\р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

 

1

 

 

29-30

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

 

 

 

 

 

31

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

 

 

 

1

 

 

2 четверть

 

 

 

 

 

32

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова

 

 

 

 

 

33-34

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

 

 

 

 

 

35-36

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы

 

 

 

 

 

37

 Р.\р. Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"

 

 

1

 

 

38

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

 

 

 

 

 

39

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

 

 

 

 

 

40-41

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

 

 

 

 

 

42

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

 

 

 

 

 

43-44

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Р.\р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

 

 

1

 

 

45-46

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

 

 

 

 

 

47

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

 

 

 

 

 

48-49

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

 

 

 

 

 

50

 Р.\р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

 

 

1

 

 

51

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

 

 

 

1

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

52-53

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

 

 

 

 

 

54-55

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

 

 

 

 

 

56

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

 

 

 

 

 

57

Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

 

 

 

 

 

58

 Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

 

 

 

 

 

59-60

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

 

 

 

 

 

61

Русская литература XX века (24+5 часов)

И. А. Бунин. Слово о писателе.

КУБ К. Образцов. Стихи. мужество и отвага казаков на войне.

 

 

 

 

 

62

Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

 

 

 

 

 

63-64

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

 

 

 

 

 

65-66

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».   Р.\р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

 

 

1

 

 

67

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его твор­честве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению

 

 

 

 

 

68

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

 

 

 

 

 

69-70

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.        Р.\р.  Подготовка к домашнему сочинению

 

 

1

 

 

71-72

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

КУБ К. Образцов. Стихи. Верностьзаветам отцов. Слава казачьего воинства.

 

 

 

 

 

73-74

Вн. чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Са­тирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни»

 

 

 

 

 

75-76

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

 

 

 

 

 

77

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина,  А. А. Блока, С. А. Есенина

 

 

 

1

 

78

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

 

 

 

 

 

79

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

 

 

 

 

 

80

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

 

 

 

 

 

81

Вн.чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

 

 

 

 

 

 

4-я четверть

 

 

 

 

 

82-83

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р.\р. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)

 

 

1

 

 

84-85

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

 

 

 

 

 

86-87

 Р.\р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося)

 

 

2

 

 

88-89

Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

КУБ А. Д. Знаменский. «Завещанная роса». История казаков – некрасовцев.

 

 

 

 

 

90

 

Зарубежная литература (13 часов)

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе.

 

 

 

 

 

91-92

 «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

 

 

 

 

 

93

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

 

 

 

 

 

94-96

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

 

 

 

 

 

97-98

 Вн.чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

 

 

 

 

 

99-100

Вн.чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

 

 

 

 

 

101-102

Итоги года

(2 часа)

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. КУБ Ю. В. Сальников. Повести. Нравственное торжество идеалов высокой гражданственности.

 Итоги года и задание на лето. Зачет

 

 

 

2

 

 

102

ИТОГО:

 

 

13

5

 

 

              Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

для учащихся:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.

для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет