PDF Печать E-mail
Урок литературы в 11-м классе "Анализ стихотворения И. А Бунина «Настанет день - исчезну я…»


Цели: совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового своеобразия; развитие навыков творческой работы в группах.

* * *

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

 

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку -

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

 

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

 

10 августа 1916

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

- Сегодня нам предстоит сделать анализ стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я» (10 августа 1917 г.). Работа будет идти по двум направлениям: большая часть класса примет участие в устном анализе, четверо учеников, предпочитающих делиться мыслями в письменной форме, выполнят творческую работу на основе услышанного и выявленного самими на тему «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Бунина «Настанет день - исчезну я».

Понять стихотворение вам поможет небольшое сообщение.

II. Сообщение подготовленного ученика на тему «Тютчевские традиции в поэзии Бунина».

Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

Выход из пессимизма, по Бунину, - в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

III. Анализ стихотворения (после выразительного чтения подготовленного ученика)

- К разряду какой лирики отнесете это стихотворение? Аргументируйте. (Философской, т.к. в нем поднимаются проблемы бытия, раскрывается тема смерти.)

- Определите жанр стихотворения. (Это элегия, т.к. стихотворение проникнуто грустными размышлениями о скоротечности жизни.)

- Как заявлена Буниным тема смерти? (Категорично первой строкой «настанет день - исчезну я», а также ключевыми словами «пустой» и «пустынный».)

- Какое место эти слова занимают в композиции стихотворения и что это дает? (Одно находится в начале стихотворения («пустой»), другое - в конце («пустынный»), т.е. обрамляют его, образуя кольцо, что усиливает мысль о неотвратимости, неминуемости конца.)

- Какие еще слова «привязывают» к себе паронимы «пустой» и «пустынный» на уровне фоники? («Настанет», «стол», «простор», «простой»; повторение неблагозвучных согласных «ст» подчеркивает драматизм переживаний лирического героя.)

- Можно ли утверждать, что пессимистическое настроение в стихотворении является доминирующим? (Нет, автор переосмысливает тему смерти, подводя к мысли о продолжении жизни и после ухода лирического героя.)

- Как эта мысль выражается? (Вторым рядом ключевых слов, лексическим повтором слова «будет».)

- Какие выразительные средства языка «работают» на создание оптимистического настроения? (Цветовые эпитеты: «цветная» (бабочка), «голубой» (потолок); метафоры: «бабочка в шелку», «неба дно»; анафора «и так же будет…» - все они говорят о вечном круговороте жизни, бесконечности мироздания.)

- Обратите внимание на синтаксис стихотворения. Почему именно такие синтаксические конструкции использовал автор? (Стихотворение состоит из двух сложных и одного простого осложненного предложения. Выбор объясняется тем, что оно содержит серьезные, философские размышления о вопросах бытия.)

- Определите размер стихотворения. Почему именно его выбрал Бунин? (Четырехстопный ямб дал возможность Бунину поразмышлять по поводу волнующих всех проблем жизни и смерти откровенно и ясно.)

- Какое воплощение в стихотворении нашли тютчевские традиции? (Лирический герой Бунина, созерцая природу, растворяется в ней, убеждается в ее незыблемости и обретает душевный покой.)

- Выразите свои впечатления о стихотворении.

IV. Выступление творческой группы с результатами коллективного анализа.

Стихотворение И.А.Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к разряду философской лирики. Оно раскрывает тему смерти, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке.

В стихотворении два ряда ключевых слов. Первый ряд, подтверждающий тему, представлен паронимами «пустой» и «пустынный». Находясь в начале («пустой») и в конце («пустынный») стихотворения, они обрамляют его, создают своеобразное кольцо, выражая мысль о неотвратимости, неминуемости «ухода», что вызывает элегическую грусть.

Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Сочетание неблагозвучных согласных «ст» (явление параномасии), четырежды повторяющихся в первой строфе («настанет», «пустой», «стол», «простой») и дважды в последней («простор», «пустынный»), подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя, связанных с сознанием неизбежности конца.

И тем не менее пессимистическое настроение здесь не является доминирующим. Автор философски переосмысливает тему смерти, выражая идею продолжения жизни и после его ухода. Эта мысль подтверждается вторым, более значимым рядом ключевых слов - повтором слова «будет». Вынесенное в центр трех строк, оно настойчиво заявляет о незыблемости мира, его полноте и красоте. Превалирование глаголов будущего времени, причем будущего сложного «будет залетать, порхать, шуршать и трепетать» [бабочка], «будет смотреть» [небо], «будет манить» [море], окончательно проясняет идею гармонии мира, вечного круговорота жизни.

Оптимистична и цветовая гамма стихотворения: «цветная» [бабочка] - символ красоты жизни, «голубой» [потолок], «ровная синева» - символы вечности, бесконечности мироздания.

Фиксирует внимание читателя на важной для автора мысли и анафора «И так же будет…». Повторы соединительного союза и (полисиндетон) не только придают стихотворению особую поэтическую энергию, но и раздвигают рамки пространства от комнаты, опустевшей без лирического героя, до бесконечности.

Все изобразительные средства лексики: эпитеты «древний и простой» (образ), «цветная» (бабочка), «пустынный» (простор) и метафоры «неба дно», «бабочка в шелку» создают образ мира, который так любим лирическим героем и который ему так трудно покинуть.

Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными и одним простым осложненным предложением. И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, о скоротечности человеческой жизни.

Эмоциональное напряжение автора подчеркивается намеренным изменением знака во втором предложении: вместо уместной запятой, призванной разделять однородные сказуемые, поставлено тире («залетать - порхать, шуршать и трепетать»), говорящее о переизбытке чувств. Это же подтверждают инверсии: «настанет день», «исчезну я», «образ древний и простой», «простор пустынный».

Бунин использовал самый распространенный из всех размеров русского стихосложения - четырехстопный ямб. Он дал возможность автору высказаться по поводу сложных, волнующих всех проблем откровенно, ясно и достаточно оптимистично.

 

Литература:

1.     Михайлов О. Поэзия И.А. Бунина. // И.А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти томах, М., «Художественная литература», 1982;

2.     Иван Бунин: Стихотворения. М.: Проф-Издат, 2011 г.

3.     Иван Бунин: Стихотворения. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2011 г.