PDF Печать E-mail
Тема урока: Правление князя Владимира и крещение Руси. Урок решения учебной задачи в 6 классе



Тип урока: урок изучения нового материала

      Цель: познакомить с деятельностью князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.

Формируемые умения: умение отбирать наиболее значимые в жизни князя события и составлять на их основе политический портрет государственного деятеля.

Предварительное домашнее задание: прочитать два документа и сравнить их .

Ход урока:

                 Анализ документов по вопросам: О чём говорится в первом документе? (Владимир – ревностный язычник). О чём говорится во втором документе? (Владимир принимает христианство).

Проблематизация: по свидетельству летописца на Руси никогда так ревностно не относились к язычеству, как в начале правления Владимира. Но прошло 8 лет, и князь вдруг резко поменял взгляды.

Учебная задача: почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?

Пример выдвижения предположений:

Тема: «Правление князя Владимира и крещение Руси»

- Возможно, что он последовал примеру своей бабушки княгини Ольги

- Возможно, что он хотел таким образом завоевать уважение других стран

- Возможно, что князь хотел укрепить дружбу с Византией.

Последовательность решения УЗ урока

1.         Приход к власти Владимира I.

Познакомьтесь с историческим документом о приходе Владимира I к власти.

Ответьте на вопросы: Владимира, незаконнорождённого сына Святослава, мало кто хотел видеть князем киевским. Как ему удалось занять престол? Какие черты характера проявил Владимир? Каким образом в нём проявился ревностный язычник?

2.         Деятельность князя Владимира I.

Проанализируйте содержание исторических источников о деятельности князя. В чём отличие в деятельности князя Владимира и князя Святослава?

3.         Принятие Русью христианства.

Работа в парах (группах).

1 пара (группа). «Повесть временных лет» о выборе веры.

Вопросы: Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему? Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание? Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?

2 пара (группа): Корсунская легенда о крещении Владимира.

Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя? Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.

Учитель: По свидетельству монаха Иакова, жившего в 11 веке, крещение Владимир принял ещё до похода на Корсунь и к этому шагу его подтолкнули варяги-христиане, проживавшие в Киеве.

 Вопрос: В чём мы ещё раз убеждаемся, встречаясь с разными точками зрения?

3 пара (группа): «Повесть временных лет» о крещении Руси .

Вопросы: Каков был характер крещения? Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

Знакомство с текстом учебника о крещении Руси.

Что общего и различного с «Повестью временных лет»?

4.         Итоги правления князя Владимира I.

Знакомство с фрагментами исторических трудов и составление перечня итогов по пунктам.

Возвращение к учебной задаче урока: Почему князь Владимир отказывается от язычества и вводит в качестве государственной религии христианство?

Фиксация вывода в тетради: Владимир вводит христианство, так как это объединяло древнерусское общество; помогало создать единое государство на основе общей религии, культуры; христианство принесло смягчение нравов, зарождаются традиции милосердия; Русь включается в европейский христианский мир и на Русь начинают смотреть как на партнёра.

Сравнение вывода с выдвинутыми в начале урока предположениями.

Пакет исторических документов.

Предварительное домашнее задание

Прочитать два документа и сравнить их. О чём говорится в первом документе?  О чём говорится во втором документе?

«Повесть временных лет»

И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиров на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм этот… Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу…»

«Повесть временных лет»

«Владимир отвечал послам императорским: «Скажите царям, что я готов креститься, потому что и прежде испытал ваш закон, и мне нравится ваша вера и богослужение» . Цари, услышав это, обрадовались и послали ко Владимиру сестру свою, именем Анна, которую насилу уговорили идти. Она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна приехала в Корсунь, Владимир крестился, а после крещенья обвенчался на Анне и пошёл с нею в Киев. Пришёл туда, он велел повестить народу: «Кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен». Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все вошли в воду и стояли в ней – одни по шею, другие по грудь, малолетние у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы»

  1. Приход к власти Владимира
«Повесть временных лет»

В 980 году пришёл Владимир с варягами в Новгород и сказал Ярополковым посадникам: « Ступайте к брату моему и скажите ему: Владимир идёт на тебя; пристроивайся к битве». Отпустив посадников, Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк, к тамошнему князю Рогволоду, свататься на его дочери Рогнеде. Рогволод спросил у дочери: «Хочешь ли выйти за Владимира?». Она отвечала: «Нет, не пойду за сына рабыни, а пойду лучше за Ярополка, великого князя киевского». Послы Владимира, возвратясь, пересказали ему всю речь Рогнедину; тогда Владимир, собрав большое войско, варягов и славян, чудь и кривичей, пошёл на Рогволода. В то время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку, пришёл Владимир в Полоцк, убил Рогволода, двоих сыновей его, а дочь взял за себя и пошёл на Ярополка. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством войска, то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир послал с такими речами: «Возьми мою сторону; если мне удасться убить брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь; ведь не я начал убивать братьев, а он: я же пришёл на него из страха, чтоб он и меня не убил» Блуд отвечал послам Владимировым, что будет помогать их князю…  В таких обстоятельствах Блуд начал говорить Ярополку: «Видишь, сколько войска у твоего брата; нам его не пересилить; заключай скорее мир». Ярополк отвечал: «Хорошо». .. а Блуд между тем говорил Ярополку: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, тем и буду доволен». Ярополк пошёл, хотя верный слуга его Варяж и говорил ему: «Не ходи, князь, убьют тебя» . Но князь не послушался. Когда Ярополк пришёл к Владимиру и стал входить в двери, то два варяга пронзили его мечами под пазуху, а Блуд между тем захлопнул за ним двери и не дал Ярополковой дружине войти за своим князем. Так был убит Ярополк».

Вопросы: Владимира, незаконнорождённого сына Святослава, мало кто хотел видеть князем киевским. Как ему удалось занять престол? Какие черты характера проявил Владимир? Каким образом в нём проявился ревностный язычник?

2. Деятельность князя Владимира I.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.

«Деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так он воюет с радимичами, вятичами, хорватами. Он пользуется опытом отцовским, советом старика дяди и отказывается от завоевания народов, далёких, сильных своей гражданственностью…                                                                  
         Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чужой земли покинул свою, которую едва было не овладели варвары; Владимир наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию ряда городков и укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном».

Вопросы: проанализируйте содержание исторического источника о деятельности князя. В чём отличие в деятельности князя Владимира и князя Святослава?

3.Принятие Русью христианства.

Работа в парах (группах)

1 пара (группа)

«Повесть временных лет»

«В год 6497 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслён, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же ваша вера?» Они же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина… Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех. Та и будет ему женой…»  Владимир же слушал их… Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без этого быть!» Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные Папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе Папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц, и всё, что дышит, а ваши боги – просто дерево».  Владимир же спросил их: «В чём заповедь ваша?» И ответили  они: «Пост по силе: если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию», - как сказал учитель наш Павел». И сказал же Владимир иноземцам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иакова» И спросил Владимир: «Где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая от начала мира.. Мудро говорят они, чудно их слушать, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки…»

Вопрос:  Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

2  пара (группа)

«Повесть временных лет»

«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «…Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их» . Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите у них всё, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, видели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему всё.  И пошёл с русскими в церковь и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу.  И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите же в землю вашу» и, и отпустили с богатыми дарами великими и с честью.  И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами  мужи, послушаем же всё, что было с ними», - обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храме их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем мы, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.» Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».

 Вопросы: Какой религиозный выбор сделал Владимир и почему  он оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание? Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?

3  пара (группа)

«Повесть временных лет». Корсунская легенда.

«И когда прошёл год, в 6496 (988) году Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полёта стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско своё, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, - корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её к себе в город, и сыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше., а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав в ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об  этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошёл в город с дружиною своей, и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу.» И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников; если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру, говоря: « Крестись, и тогда пошлём сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: « «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше  бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдёшь, то сделают нам то же, что в Корсуни».  И едва принудили её.  Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели её в город, и посадили её в палате. По божественному промыслу разболелся Владимир в то время глазами и ничего не видел. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив своё внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь узнал я бога истинного». Многие из дружинников, увидев это, крестились…  По крещении Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие  же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Вопросы: подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил Византию окрестить себя? Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.

4 пара (группа)

«Повесть временных лет» о крещении Руси

После всего этого Владимир взял царицу и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырёх медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы, и про которые невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как откуп за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришёл, повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боровичеву взвозу до ручья, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей… Когда волокли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они ещё святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошёл он пороги, выбросило  его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовётся. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте… Люди же, крестившись,  разошлись по домам… Владимир же … приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры…  И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же этих детей плакали о них, как о мёртвых».

Вопросы: Каков был характер крещения? Подумайте, в чём причина того, что славяне противились принятию христианства? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

4. Итоги правления князя Владимира I.

Карамзин Н.М. История государства Российского.                                                    «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне христианства или, как повествует знаменитый арабский историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв веру Спасителя, освятился ею  в сердце своём и стал иным человеком. Был в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных варягов из России, употребил лучших из них в её пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседов; расширил пределы государства на западе; мужеством дружины своей утвердил венец  на слабой голове восточных императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских; завёл училища и призывал из Греции учёных и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного».

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.

«…личный характер Владимира был способен также возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявления дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освящённым, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа. Владимир не любил жить один; он любил дружину, говорит летопись, думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском; любя думать с дружиною, Владимир любил пировать с нею; о пирах его остались предания в летописях, и в песнях».                                                                                                                      
Составьте перечень итогов правления князя Владимира по пунктам

Н. В. Коробова, МБОУ "Шейбухтовская ООШ", Междуреченский район, Вологодская область