Печать
Пустейшие стихи бедной девочки, 11 класс

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Тип урока - урок формирования новых знаний

Форма – комбинированный урок (погружение и исследование)

Тема урока – Раннее творчество А.А.Ахматовой

Имя урока – Пустейшие стихи бедной девочки

Методическая цель урока – реализация деятельностного подхода к формированию и развитию творческой личности ученика через интеграцию знаний из области литературы и МХК.

Цели и задачи урока - рассмотрение личности А.А.Ахматовой и её раннего творчества  в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения и с помощью средств различных видов искусства.

Способствовать формированию представления о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества;

Познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую;

Развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии;

Содействовать развитию эстетического вкуса и любви к поэзии;

Побуждать к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей;

Содержание урока

После приветствия звучит песня на стихи Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» в исполнении Е.А.Аникановой (преподавателя МХК).

- Ребята, вы услышали фрагмент песни на стихи Анны Андреевны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть». Эти строки были написаны более века назад,  в ноябре 1912 года. Сегодня вы узнаете автора этих строк. Вы знаете, я вам немного завидую, потому что познакомят вас с поэтессой преданные поклонницы её творчества (пауза) Елена Анатольевна и Валентина Николаевна.

Тема разговора (обращаюсь к доске) – раннее творчество Анны Андреевны Ахматовой. А вот имя для нашего урока я выбрала такое -  «Пустейшие стихи бедной девочки». Кому могут принадлежать эти слова, дошедшие до нас, как и стихи Ахматовой, через столетие? Кто так нелестно отозвался о раннем творчестве поэтессы? А главное – найдутся ли те, кто с этим утверждением согласен? На мой взгляд, это мнение является спорным, поэтому я закончу его вопросительным знаком, а вы, ребята, попытаетесь ответить на этот вопрос в конце урока.

А сейчас откликнемся на призыв лирической героини и посмотрим на Анну Ахматову.

(Елена Анатольевна – преподаватель МХК - рассказывает о портретах Ахматовой с помощью видеопрезентации)

- Невозможно составить полного представления о творчестве писателя, не зная  его биографии. Денис и Алексей помогут нам, они подготовили рассказ о жизни Ахматовой (при подготовке использовали литературные источники [1] и [2]). У вас на столах карточки с основными датами жизни и творчества поэта. Во время сообщения работайте с карточками, дополняя их и выделяя необходимое.

(сообщение Дениса и Лёши)

Денис (во время рассказа размещает на доске фото, названных персоналий):

Ахматова Анна Андреевна. Родилась в Одессе. Отец Андрей Антонович Горенко был инженером-механиком флота; в 1890 г. семья поселилась в Царском Селе. И хотя в семье было шестеро детей, отец вскоре ушел из семьи. К ранним поэтическим занятиям своей дочери относился весьма скептически и раздраженно. По этой при-чине первая публикация появилась под инициалами "А. Г.". Затем она придумала себе псевдоним, выбрав фамилию своей прабабки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Впоследствии Ахматова рас-сказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя".-"И не надо мне твоего имени!"- сказала я...".

В отличие от отца мать Ахматовой была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Поэтический талант шел, по-видимому, именно от нее. В родне матери были люди, причастные к литературе.

В Царском Селе Ахматова училась в Мариинской гимназии, а лето обычно проводила вместе с семьей под Севастополем. Но духовной и поэтической родиной оставалось до конца жизни Царское Село, неотрывное от имени Пушкина. Стихи начала писать рано и в де-вические годы написала их около двухсот; отдельные стихи, до-шедшие до нашего времени, относятся к 1904г. В 1903 г. Ахматова познакомилась с Н. Гумилевым - он был старше ее на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии. (Они поженились в 1910 г.) После развода родителей Ахматова вместе с матерью переезжает в Евпаторию - ей грозил туберкулез, бывший бичом семьи. Гимназический курс она проходила на дому. Но позже несколько оправившись, стала учиться в выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве, а потом на Высших женских курсах. Все это время не переставала писать стихи. Судя по немногим из них сохранившимся, а также по высказываниям самой Ахматовой, на нее оказывали тогда заметное влияние В. Брюсов, А. Блок, несколько позднее М. Кузмин. Весной 1910 г. Ахматова вместе с Н. Гумилевым уезжает в Париж. Там произошло ее знакомство с А. Модильяни, запечатлевшим облик двадцатилетней Ахматовой в карандашном портрете. В том же году состоялось и первое публичное выступление Ахматовой с чтением своих стихов в Обществе ревнителей художественного слова. Получила она и одобрение своей поэтической работы от Н. Гумилева, до того относившегося к стихотворным опытам своей невесты и жены с некоторой сдержанностью и осторожностью.

В том же 1911 г. Ахматова была введена в состав организованного Н. Гумилевым "Цеха поэтов", где исполняла обязанности секретаря. В 1912 г. "Цех поэтов" сформировал внутри себя группу акмеистов, которая провозгласила в своих манифестах и статьях опору на реалистическую конкретность, начав тем самым творческую полемику с символистами. Появившаяся в 1912 г. первая книга Ахматовой "Вечер" не только отвечала требованиям, сформулированным вождями акмеизма Н. Гумилевым и С. Городецким, но в какой-то степени и сама послужила художественным обоснованием для акмеистических деклараций. М. Кузмин, отметил характерные для ахматовской поэзии черты: острую восприимчивость и связь конкретных предметов, вещей, "осколков жизни" с "переживаемыми минутами". Акмеистическая эстетика, верность которой Ахматовой подчеркивала и в поздние свои годы, противостояла символизму. Поэтесса писала: "Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми 20 века и не хотели оставаться в предыдущем..." Она выступала с чтением стихов в кабаре "Бродячая собака", во Всероссийском литературном обществе, Высших женских (Бестужевских) курсах, в Тенишевском училище, в здании Городской думы и имела исключительно большой успех.

Лёша:

Вот как вспоминает об этом времени Корней Иванович Чуковский: «То было время её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, в осанке и в её обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности – величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость «царственная», нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. (…) При взгляде на неё мне всегда вспоминалось некрасовское:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…»

Денис:

18 сентября 1912 г. у Ахматовой и Н. Гумилева родился сын Лев (будущий историк и географ).

Слава Ахматовой после появления "Вечера", а затем "Четок" оказа-лась головокружительной - на какое-то время она явно закрыла собою многих своих современников-поэтов. О "Четках" высоко отзывались М. Цветаева, В. Маяковский, Б. Пастернак. Ее называли "русской Сафо", она сделалась излюбленной моделью для художников, стихотворные посвящения составили антологию "Образ Ахматовой"

Лёша: Послушайте одно из посвящений. Марина Цветаева «Анне Ах-матовой»

Узкий нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала как мантия.

Вас передашь одной

Ломаной чёрной линией.

Холод - в весельи, зной –

В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь – озноб,

И завершится – чем она?

Облачный – тёмен – лоб

Юного демона.

Каждого из земных

Вам заиграть – безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.

В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

 Денис:

И критика, и поэты, и читатели отмечали "загадочность" ее лирики; при всем том, что стихи казались страничками писем или обо-рванными дневниковыми записями. Перед читателями возник художник большой и своеобразной силы.

- Спасибо, ребята, на этом этапе жизни Анны Ахматовой сегодня остановимся. А сейчас я приглашаю вас в самое модное место Петербурга времён Ахматовой – Арткабаре «Бродячая собака»

(Елена Анатольевна, используя видеофрагменты немого кино,  рас-сказывает о кабаре «Бродячая собака», завершая своё выступление словами «Анна Ахматова читает стихи…» И сразу под музыку Бетховена, Шостаковича, Вивальди звучат стихи в моём исполнении и исполнении учениц)

Все мы бражники здесь, блудницы,

Как невесело вместе нам!

На стенах цветы и птицы

Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:

Что там, изморозь или гроза?

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

_______________________

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

_________________________

Вечерние часы перед столом,

Непоправимо белая страница,

Мимоза пахнет Ниццей и теплом,

В луче луны летит большая птица.

И, туго косы на ночь заплетя,

Как будто завтра нужны будут косы,

В окно гляжу я, больше не грустя,

На море, на песчаные откосы.

Какую власть имеет человек,

Который даже нежности не просит...

Я не могу поднять усталых век,

Когда мое он имя произносит.

_____________________________

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно,

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я —

В этом сером будничном платье,

На стоптанных каблуках...

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай

Не плачь о заветной лжи.

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

__________________________

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

____________________________

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю...

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше...

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души.

(после каждого стихотворения звучат аплодисменты)

-  Вернёмся в наше время. Поделитесь своими впечатлениями о стихах Ахматовой – буквально одним словом, эпитетом.

(обмен впечатлениями)

- Может показаться, что стихи Ахматовой – автобиография – так искренне, интимно, от первого лица звучат эти строки. Но лирический герой - один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении -  не тождествен образу автора - создателя произведения. Исследуйте отрывок из статьи учебника на с.332 [3] и составьте матрицу «Лирическая героиня Ахматовой» (заполните карточку 2)

- Итак, какая же она, лирическая героиня Ахматовой (записываю на доске). Вывод: лирическая героиня Ахматовой – воплощение всех ипостасей русской женщины. 

- Знания, которые мы извлекли из учебника, несомненно, важны для понимания раннего творчества Анны Андреевны. Но чтобы действительно понять глубину стихотворений поэта, необходим анализ. Предлагаю вам литературоведческий опыт.  У нас есть теоретические  положения – версии и тексты стихотворений. Попробуем опытным путём подтвердить или опровергнуть эти тезисы. Для работы объединимся в пары. (Ребята работают в парах, заполняя пробелы (строки) в карточке 3 «Литературоведческий опыт».)

Карточка 3.  Литературоведческий опыт

Лирическая героиня Ахматовой – это чаще всего героиня любви не-сбывшейся, безнадёжной. Она почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а, наоборот, – в драматические кульминационные моменты:

___________________________________________________________

Один из часто встречающихся мотивов поэзии Ахматовой – мотив смерти: ___________________________________________________________

Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную деталь. Н.Гумилёв в «Письме о русской поэзии»  заметил: «Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает». Здесь она использует приём говорящей детали, добивается тем самым психологической убедительности.

Это могут быть детали одежды

(______________________________________________________), предметы быта

(______________________________________________________), времена года

(______________________________________________________), явления природы

(______________________________________________________),

цветы

(__________________________________________________________).

Ахматовским лирическим стихотворениям свойственна повествовательная композиция. Стихи внешне почти всегда представляют собой простое повествование – стихотворный рассказ о

___________________________________________________________

Стихи, как правило, невелики по объёму, обычно от_____ до ___ четверостиший.

Поэзии Ахматовой свойственна афористичность (т.е. некоторые строчки могут стать «крылатыми выражениями»):

__________________________________________________________

Ахматова скупо использует средства художественной выразительности. В её поэзии преобладают сдержанные, матовые цвета. Она вводит в свою палитру серые и бледно-жёлтые тона: ___________________________________________________________, использует белый цвет, часто контрастирующий с чёрным_______________________________________________________. Матово-бледному колориту ахматовского предметного мира соответствуют описываемое время суток

__________________________________________________________, времена года

___________________________________________________________, частые упоминания ветра, холода, озноба

___________________________________________________________. Матовый колорит оттеняет трагический характер и трагические ситуации, в которых оказывается лирическая героиня.

Ахматовская поэзия необычайно естественна, доверительна. Этому способствует ориентация на разговорную речь. Ахматова стремится называть вещи своими именами, а потому использует обиходный словарь. Стихам её свойственны короткие предложения ___________________________________________________________,

частое употребление союзов и, а, но

___________________________________________________________, восклицаний __________________________________________________________.

Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна. Ранняя лирика Ахматовой – общечеловеческая, потому что проявле-ния чувств исследованы поэтессой глубоко и всесторонне. В этом её глубина и содержательность.

Проверка. (Читаю версии, ребята – доказательства).

Заключение

- Итак, ребята, возвращаясь к имени нашего урока, скажите, можно ли назвать ранние стихотворения Ахматовой «пустейшими»? Каким содержанием они наполнены? (отвечают). Так кто же мог так отозваться об этом периоде творчества поэтессы? Не догадались? Сама Анна Андреевна. Почему? (может быть потому, что ей на долю выпали тягчайшие испытания, отсюда – новые серьёзные темы в стихотворениях – тема родины, тревоги за судьбу России и трагическая связь с ней, в пушкинских традициях происходит осмысление роли поэта и поэзии). Летом мы с вами запланировали путешествие в Петербург. С Алексеем мы были в этом славном городе совсем недавно. Посмотрите на эти снимки (показываю на экране фото памятника). В 2006 году напротив тюрьмы «Кресты» на набережной Робеспьера по просьбе Ахматовой установлен памятник

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Это и будет темой следующих уроков по творчеству Анны Ахматовой. А сегодня…

Рефлексия.

- Ребята, а если бы вы вели дневник, какие записи о сегодняшнем уроке вы бы в нём оставили? Напишите в тетради. Поделитесь, пожалуйста.

- Будучи в вашем возрасте, я вела поэтическую тетрадь, куда записывала все стихи, которые вызвали у меня эмоциональное потрясение. Если бы вы вели такую тетрадь, какие из стихотворений, услышанных сегодня вы записали бы?

(беру сборник, читаю «Мне ни к чему…»)

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Запишите домашнее задание: подготовьте выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения и проанализируйте его.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.         Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». ЗАО «Новый диск», IDEX CT, 2004

2.         Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Хрестоматия критических мате-риалов, Москва, Рольф, Айрис-пресс, 1999

3.         В.В.Агеносов. Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2003

В. Н. Вислоусова, МОУ "Райсемёновская СОШ", с. Райсемёновское, Серпуховский район, Московская область