PDF Печать E-mail
Формирование основ гражданско-патриотического воспитания у обучающихся хореографической студии

Укрепление патриотизма - путь к возрождению России. Именно патриотизм является фундаментом социального устройства государства и укрепляет духовно-нравственную основу общественной жизни.

 Вопросы патриотического воспитания актуальны для нашего времени. Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению.  Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова председателя правительстваВ.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики. 

Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине. 

Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли он песни и танцы родного края,  которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считают ли  они необходимым сохранение народных традиций, - то многие из них отвечают,  что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Эти данные были  выявлены в беседах, которые являются традиционными при подготовке к фестивалям народного творчества, со студийцами первого года обучения.

                        Однако, сохранение и изучение народных традиций -  это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореграфического.

Коллективы МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1», работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора,  бережно сохраняют традиции народной хореографии, ищут инновационные пути её развития и совершенствования, что особенно важно в деле художественного воспитания, формирования всесторонне развитой личности.

                        Следуя народной традиции хореографического воспитания, рекомендуется осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность этапов: игрового, технического, хореографического, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских и подростковых фольклорных коллективах приходится наблюдать механическое исполнение, неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при обучении детей глубокого изучения традиций и обычаев родного народа. Руководители в своем стремлении к быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я стараюсь организовать встречу с мастерами — народными исполнителями, для успешного постижения стилевых особенностей такая практика просто необходима. При отсутствии возможности непосредственной встречи я использую видеоматериалы по фольклорному танцу. Это позволяет глубже изучать исполнительские традиции, как стройную систему психофизической коррекции, направленную на гармоничное развитие обучающегося.

                        На занятиях с обучающимися ведутся беседы, проводятся творческие задания, викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности  детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников. Совместная работа хореографических коллективов, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.

                        Результатом такой кропотливой работы стали победы в конкурсах и фестивалях народного творчества.

                        Постоянно ведется работа по  усилению роли семьи, сохранению национальных традиций. Проводятся мероприятия, где и родители, и дети могут вместе творить, участвовать в концертах и т.д. В коллективе много внимания уделяется традициям и праздникам. Обязательными для обучающихся студии стали такие мероприятия как «Осенины», «Преданье старины глубокой», где дети и родители совместно разыгрывают сценки из старинных обрядов, готовят пищу по старорусским рецептам, поют и играют по старинным обычаям.

                        Для развития  общественного и  патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в коллективах МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» проводятся  «День Знаний», «День здоровья»,  «День Учителя» «Мамин день»,  «Великий День победы» и многие другие. Организованные педагогами-хореографами встречи с ветеранами, помощь им, - это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание обучающихся.

                         Развитие понимания Родины ребенком всегда  тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, готового любить и защищать свою Родину.

Список используемой литературы:

1.  ВырщиковА.,КусмарцевМ. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников .- 2006.-№3.-стр.7-13

2. Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодежи // Воспитание школьников.-2006.-№3.-стр.2-7

3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. – 208 с.

4. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно – исторических традиций. Диссертация к.п.н.: Ставрополь, 2003. – 180 с.

5. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУКИ, 2003.

6. Веретенников И. И. Южнорусские карагоды. Белгород: Везелица, 1993

7. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964.