PDF Печать E-mail
Методы освоения наследия Д.Д. Шостаковича в курсе музыкальной литературы ДМШ и ДДТ. Ч. 1


Введение


  

Отдавая дань творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которое объяло все формы и жанры музыки, такие как: песни, романсы, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, фортепианные произведения, оратории, кантаты, скрипичные и виолончельные концерты, симфонии, оперы, балеты, - я выбрала данную тему работы. Представление музыки как органической части многообразного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств.

Музыка XX века сложна для восприятия. Она полна противоречий и кризисных черт. Не было создано единого, общего эстетического движения, которое объединило бы разных творцов и стало бы стилевой доминантой столетия, как было в предшествующие эпохи. Через такой индивидуализм образовался самостоятельный «стиль Шостаковича».

По композиторскому пути Шостаковича вела постоянная, неутолимая жажда всеобъемлющего охвата и обновления. Расширив сферы музыки, он ввел в нее многие новые образные пласты, передал борьбу человека со злом, страшным, бездушным, грандиозным. И таким образом «решил актуальнейшую художественную задачу, поставленную нашим временем. Но, решив ее, он раздвинул границы самого музыкального искусства и создал в области инструментальных форм новый тип художественного мышления, повлиявший на композиторов разных стилей и способный служить воплощению отнюдь не только того содержания, которое выражено в соответствующих произведениях Шостаковича»[1]. Напоминая Моцарта, с равной уверенностью владевшего и инструментальной и вокальной музыкой, сближавшего их специфику, он возвратил музыку к универсализму.

Уроки музыкальной литературы – один из способов приобщения к культуре, осмысления разносторонних связей искусства с жизнью. Биографии композиторов связывают музыку с реальной жизнью: исторической эпохой, социальной средой. Изучая на уроках музыкальной литературы биографию и творчество Шостаковича, учащиеся сталкиваются и с проблемами восприятия музыки XX века, и с исторической эпохой, в которой творил композитор, и с его отношением к историческим и социальным событиям столетия.

В своей работе я останавливаюсь на стилевых особенностях современной музыки, анализирую, как изучают биографию и творчество Шостаковича на уроках музыкальной литературы и предлагаю методику преподавания монографических тем в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДДТ.

 

Творчество Шостаковича в курсе музыкальной литературы

 

И каждый раз над новым сочинением

Он, задыхаясь, жизнью рисковал.

(М. Лисянский. «Шостакович»)

 

На уроках музыкальной литературы без биографии великих композиторов не обойтись. Очень важно рассказать детям об условиях, в которых создавались его произведения, о времени, об отношении современников, критике и о дальнейшей судьбе. Без знаний биографии не будет основы художественного образования.

«…В разговоре о музыке самое важное – ввести слушателей в ту атмосферу, в которой создавалось то или иное произведение, рассказать о тех жизненных обстоятельствах, при которых оно было задумано композитором и рождено. Музыкальное произведение, как и все рожденное и живущее, имеет своих «родителей». «Родители» эти – композитор и жизнь»[2].

Одна из главных задач школьной музыкальной литературы – воспитание активных слушателей. Это может быть реализовано в том случае, когда художественное начало музыки обогащается научными знаниями, историческими фактами и сведениями общественного и эстетического плана. Изучая музыкальную литературу, расширяется кругозор и проще дается представление музыкальных произведений в общественной жизни.

Более глубоко изучая музыкальную культуру, школьники начинают осмыслять разносторонние связи искусства с жизнью. Только биография композитора может связать музыку с реальной жизнью. Конечно, школьная музыкальная литература – это совсем не история музыки, но не стоит рассматривать музыкальные произведения вне контекста эпохи и жизни их авторов. Так как это понимали и в прошлом, то вот суждение немецкого писателя И.В. Гёте: «При виде любого произведения искусства в нем нас одолевает желание узнать, когда оно возникло. В этой сфере суждение невозможно, если оно не обосновано исторически».

Немаловажно, чтобы педагог побудил задуматься каждого школьника, для чего нужна музыка людям, каким целям она служит, как объяснить широкое распространение и огромную популярность. «Биографический рассказ не сводится к перечню событий, отдельных фактов жизни музыканта. Даже на школьном уровне, повествуя о жизни композитора, можно проследить процесс формирования великой личности и показать многотрудность композиторской профессии».

           Седьмая симфония («Ленинградская») рассматривается на уроках музыкальной литературы как одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Прежде всего, детям нужно рассказать об истории создания этой симфонии: большая часть симфонии была написана в осажденном Ленинграде в 1941 году. Необходимо отметить, что Седьмую симфонию часто называют «хроникой», «документом». Это связано с событиями тех лет. Шостакович показывает музыкой схватку советского народа с фашизмом. Чтобы было проще уяснить материал, можно провести сопоставление добра и зла.

«Много раз потом в мире исполнялась Седьмая симфония Шостаковича – сытыми музыкантами, в теплых концертных залах, может быть, более профессионально, но так искренне, с такой самоотдачей не исполнялась нигде и никогда!», - писал Е. А. Линд в своей книге «Седьмая…»

Симфония состоит из четырёх частей. Как известно, Шостакович предполагал дать всем четырем частям программные подзаголовки, которые впоследствии снял: «Война», «Воспоминание», «Родные просторы» и «Победа». В первой части есть два музыкальных образа - тема нашествия и тема сопротивления вступают в борьбу.      

       На уроках музыкальной литературы также разбирается прелюдия и фуга ре мажор, которые относятся к парам контрастного типа. Прием контрастного сопоставления в цикле прелюдий и фуг является для Шостаковича одним из главных композиторских принципов. Прежде всего перед разбором нужно рассказать о предыстории их написания. А написаны все его прелюдии и фуги под впечатлением «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Шостакович решил написать большой цикл полифонических пьес, обращенных к старинным формам, по образцу Баха, что придает особую строгость и величавость.

Отличие написания прелюдий и фуг Шостаковича от баховского написания заключается в том, что у Шостаковича прелюдии и фуги расположены по квинтовому кругу (параллельными тональностями). У Баха в хроматическом порядке и каждая тональность появляется дважды.

Разбор прелюдии и фуги можно начать со следующего: вспомнить с учениками, что такое прелюдия, что она представляет собой. Ученики могут вспомнить примеры из собственной игры баховских прелюдий, какие были особенности, гармонии. Педагог в свою очередь должен напомнить, что для прелюдии не обязательны строгие законы построения, что она будто бы импровизируемая. Прелюдия сравнивается с фоном, на котором выделяется очень отчетливо фуга.

Таким образом, творчество Шостаковича объяло все формы и жанры музыки, соединило традиционные устои с новаторскими открытиями. Проницательный знаток всего, что существовало и появлялось в композиторском творчестве, он проявил мудрость, не подчинившись эффектности формальных новаций. Представление музыки как органической части многообразного художественного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств. Ничего не оставив без внимания, он всему нашел естественное место в своем индивидуальном творческом арсенале, создав неповторимый «шостаковический» стиль, в котором организация звукового материала диктуется живим процессом интонирования, живим интонационным содержанием. Свободно и смело раздвинул он рамки тональной системы, но не отказался от нее: так возникло и сложилось синтетическое ладовое мышление Шостаковича, его гибкие ладовые структуры, отвечающие богатству содержания. Придерживаясь преимущественно мелодико-полифонического склада музыки, он открыл, упрочил многие новые грани мелодической выразительности, стал родоначальником мелоса исключительной силы воздействия, соответствующего предельной эмоциональной температуре века. С той же смелостью раздвинул Шостакович диапазон тембровой окраски, темброинтонаций, обогатил типы музыкальной ритмики, максимально сблизив ее с ритмикой речи, русской народной музыки. Истинно национальный композитор по своему восприятию жизни, творческой психологии, по многим особенностям стиля, он в своем творчестве благодаря богатству, глубине содержания и огромному диапазону интонационной сферы вышел за грань национальных границ, став явлением общечеловеческой культуры. Шостаковичу выпало счастье при жизни познать мировую славу, услышать о себе определение – гений, стать признанным классиком, в ряду с Моцартом, Бетховеном, Глинкой, Мусоргским, Чайковским. Это незыблемо утвердилось в шестидесятые годы и особенно мощно прозвучало в 1966 году, когда повсеместно и торжественно отмечалось шестидесятилетие композитора. К тому времени литература о Шостаковиче была достаточно обширна, содержала монографии с биографическими сведениями, однако решительно преобладал теоретический аспект. «На развивавшейся новой области музыкознания – шостаковичеведение – сказывались отсутствие должной хронологической дистанции, помогающей объективной исторической разработке, недооценка влияния биографических факторов на творчество Шостаковича, как и на творчество других деятелей советской культуры»[3].



[1]           Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. – Цит. по кн.: Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Сов. композитор, 1982, с. 274.

[2]           Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. С.31.

[3]           Хентова С. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1. – Л.: Сов.композитор, 1985. С.7.