PDF Печать E-mail
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы (8 класс)

Обучающая цель: проанализировать повесть А.С. Пушкина, понять проблематику произведения; развитие навыков аналитического чтения и исследовательской работы с текстом.

Воспитательная цель: показать учащимся веру Пушкина в благородные основы человеческой души и тщетность любых насилий над ее законами.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, портреты Н.К. Загряжской  худ. П.Ф.Соколова и Н.П. Голицыной худ. Б.-Ш. Митуара.

Теория литературы: повесть (повторение понятия).

Словарная работа: атанде.

Инсценирование эпизода игры в карты.

Метод обучения – исследовательский.

Ход урока.

                                                                                       

Горек чужой хлеб… и тяжелы ступени чужого крыльца.

Данте Алигьери

I. Сообщение учителя.

Повесть «Пиковая дама» была написана болдинской осенью 1833 года. В это время были созданы поэма «Медный всадник» и стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…». Безумцы, порывавшиеся к счастью или независимости, волновали воображение поэта, который и сам чувствовал опасность объявления его собственной мечты о свободе безумием. «Пиковая дама» была напечатана в 1834 году и восхищала самую разнообразную публику, даже императорский двор был в восторге. В дневнике 1834 года Пушкин чуть иронично записывает: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Этого ли ждал автор от чтения повести? Публика воспринимала лишь верхний, авантюрный пласт произведения, возвращая его к анекдоту, послужившему схемой сюжета.

Друг Пушкина П.В. Нащокин вспоминал, что поэт после чтения повести поведал ему о зерне, из которого она родилась. Внук графини Натальи Петровны Голицыной рассказал Пушкину, что однажды он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом, алхимиком и знаменитым авантюристом XVIII века. «Попробуй!»- сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Нащокин заметил Пушкину, что «графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Н.К. Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Голицыну, чем Загряжскую, у которой характер и привычки более сложны». Почему же Пушкин не пошел по этому легкому и более счастливому пути?

II. Вопросы к классу, которые обращены к чувствам и воображению читателя, к осознанию смысла произведения.

1.Какие герои повести обманули ваши первоначальные ожидания? Кто вызвал наибольшее сочувствие и почему?

2.Помогают ли эпиграфы понять авторское отношение к героям и событиям или скрывают его?

3.Каким вы видите Германна в ожидании графини и в разговоре с ней?

4.Дайте название каждой главе повести. Когда и почему в ней нарушена последовательность событий?

5.Почему именно в этих образах Германну представляются  три карты: «Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела пред ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком»?

6.Отчего Герман «обдернулся» и вместо туза поставил даму?

7.Почему Лизавета Ивановна благополучно устроила свою жизнь, а Германн сошел с ума?

Слово учителя: Обдумывая повесть Пушкина, мы столкнулись с потоком противоречивых чувств и мыслей. Что перед нами: таинственные прихоти судьбы или трагическая история, имеющая и социальные, и личностные причины? Почему графиня и Чаплицкий чудесно спасены с помощью карт, а Германн, узнавший тайну победы, погублен?

Итак, ребята, перед нами встает вопрос: кто такой Германн -  жертва совести или корыстолюбец, получивший возмездие за ложную идею обогащения?

(Одни ученики  почувствуют в нем благородство, третьи резко обвинят главного героя. Проблемная ситуация создаст установку на анализ повести «вслед за автором».)

III. Вопросы для анализа повести и комментарии к ним.

I глава.

1.Какое отношение к игре в карты заявлено в эпиграфе к первой главе?

(Эпиграф к первой главе пульсирует нервной энергией:

А в ненастные дни

Собирались они

Часто;

Гнули – Бог их прости! –

От пятидесяти

На сто,

И выигрывали,

И отписывали

Мелом.

Так в ненастные дни,

Занимались они

Делом.

Впервые эти стихи прозвучали в письме Пушкина к П.А.Вяземскому от 1 сентября 1828 года: «Пока Киселев и Полторацкие были здесь, я продолжил образ жизни, воспетый мной таким образом.

А в ненастные дни собирались они часто…

Но теперь мы все разбрелись. Киселев, говорят, уже в армии; младший в деревне; Голицын возится с Глинкою и учреждает родственно-аристократические праздники. Я пустился в свет, потому что бесприютен».

И в письме, и в повести эти строки ироничны: игра, которой страстно преданы, принимается за дело. Правда есть мотивировка этой страстности: «ненастные дни». Речь идет об игре, азарт которой похож на забытье.)

2.Почему Германн смотрит на игру всю ночь, но «отроду не брал карты в руки»?

( В первой главе «Пиковой дамы» «долгая ночь прошла незаметно» потому, что игра у конногвардейца Нарумова для всех – развлечение. Только Германн относится к ней всерьез. Для него взять карты все равно, что сравняться с легкомысленными и удачливыми аристократами, «вечными любимцами счастия» («Выстрел»).Иронический смысл эпиграфа связан с этой публикой. Драматический мотив «ненастных дней» - с Германном, который выделен из всей компании странностью своего поведения.)

3.Почему Германн после рассказа Томского о тайне трех карт восклицает: «Сказка!»?

(Германн называет эту историю «сказкой», как бы отталкиваясь от веры в чудеса и доверяя лишь трезвому расчету, правилам которого в жизни следует неуклонно. Он беден и не может рисковать, но, «имея сильные страсти и пылкое воображение», «в душе игрок», то есть человек, стремящийся разом переступить границу желанного, но недозволенного. Германн мечтает, что карты усемерят его капитал и доставят «покой и независимость». Не богатства, как такового, ищет Германн. Его манят не мещанские, а аристократические ценности. Он силой случая, карт, хочет перескочить из одного сословия в другое, потому что душа его скроена не по сословному канону.

4.Каков характер графини, судя по рассказу Томского? (Заносчивый, упрямый).

5.Зачем к рассказу о спасении графини  Сен-Жерменом добавлена история с Чаплицким? (Чаплицкий тайною карт избавлен от бесчестья, графиня помогает ему).

II глава.

1.Прочитайте эпиграф ко второй главе. Как в соотнесении с содержанием главы проступает ирония эпиграфа?

(«-Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок.

  - Что делать, сударыня? Они свежее.»

Эпиграф взят из светского разговора по-французски. Денис Давыдов по этому поводу писал Пушкину: «Помилуй, что за дьявольская память?- Бог знает когда-то на лету я рассказал тебе мой ответ М.А.Нарышкиной насчет камеристок, которые более свежи, а ты слово в слово поставил это эпиграфом в одном из отделений «Пиковой дамы». Вообрази мое удивление, а еще более восхищение жить в памяти твоей, в памяти Пушкина… Право, у меня сердце облилось радостью, как при получении записки от любимой женщины».

Шутливый смысл скрывает иронию. Ведь не простодушное влечение сердца заставило Германна обратить внимание на «камеристку» Лизу, а расчет. Германн почти цинично обдумывает свой замысел выведать тайну карт у старой графини: «Почему же не попробовать своего счастия?.. Представиться ей, подбиться в ее милость,- пожалуй, сделаться ее любовником, - но на все это требуется время – а ей 87 лет,- она может умереть через неделю, - через два дня!» Лиза выбрана не потому что она «свежее», а потому, что она доступнее.)

2.Почему слово «огненный» сопровождает графиню? (Муж «ее боялся как огня», «чепец с лентами огненного цвета»). Кто еще из героев наделен этим эпитетом?

(Может быть, эта художественная деталь обозначает предостережение от пагубной страсти).

3.Когда происходит действие повести? Как изменилась графиня со времен своей молодости? Найдите и прочитайте описание ее внешности.

4.Как графиня обращается с Лизой и как ведет себя с Томским? (С Лизой небрежно, с Томским доброжелательно).

5.Отчего Лизавета Ивановна была «пренесчастное создание» и «домашняя мученица»?

(Лиза была воспитанницей графини. «Она разливала чай и получала выговор за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали; а между тем требовали от нее, чтоб она одета была, как и все… В свете играла она самую жалкую роль».)

6.В чем желание Лизы похожи на мечты Германна?

(Германна и Лизу сближает их положение, в котором желание натуры подчиняются чужим требованиям. Лиза мечтает выйти удачно замуж, Германн – о богатстве).

7.Что взволновало Лизавету Ивановну в молодом Инженере? (Настойчивость).

8.Какая «неведомая сила» притягивает Германна к дому графини?

9.В чем расходятся натура Германна и правила его поведения?

(Германн впечатлителен, нервы спорят с его расчетливостью, четкое правило «не жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» опровергается поведением: он «целые ночи просиживал над карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»).

III глава.

1.Прочитайте эпиграф к третьей главе. В чем его ирония?

(Эпиграф к третьей главе по-французски и противоречит чувствам героев русской жизни: «Вы пишете мне, мой ангел, письма по четыре страницы быстрее, чем я успеваю их прочитать» (Переписка). Страстные послания Германна Лиза читает усердно, но не прочитывает в них возможности тех событий, которые  явятся следствием переписки).

2.Почему Лизавета Ивановна, ужасаясь дерзости молодого человека, «решилась отвечать»? Почему ей так трудно найти верный тон ответа? Прочитайте первый ее ответ Германну.

3.Зачем автор сообщает, что письмо Германна «слово в слово взято из немецкого романа»? Почему потом Германн пишет письма, которые «не были переведены с немецкого»? Какой страстию вдохновлен Германн?

(Поставив своей целью, познакомившись с Лизаветой Ивановной, проникнуть в дом к графине, Германн списывает первое письмо со страниц немецкого романа, но чувство увлекает его, и следующие письма он сочиняет сам. Лиза для него не только средство достижения цели. Иначе зачем ему после смерти графини рассказывать бедной воспитаннице, что он был причиною смерти ее «благодетельницы»?

4.Какова роль пейзажа, сопровождающего ожидание Германном назначенного времени перед домом графини?

(Здесь есть мотив предчувствия смерти. «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».)

5.Почему «легким твердым шагом» Германн проходит по дому графини? (Решение много раз продумано).

6.Зачем так подробно описана спальня графини? Зачитайте.

7.Какие чувства борются в Германе при возвращении графини и Лизы с бала?

(Угрызения совести).

8.Зачем так подробно дан портрет «страшной старухи»? Зачитайте. (Может быть, вызвать жалость и смятение читателя и Германна).

9.Как Германну удается оживить «бесчувственность» графини и почему она не раскрывает Германну тайну трех карт?

10.Почему Германн готов заплатить любую цену за три карты? (Три карты – символ богатства и высокого сословия).

11.Почему Германн от мольбы перешел к угрозам?

IV глава.

1.Подтверждает ли эпиграф события главы? Действительно ли Германн – «человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого»?

(Это уже прямое обвинение Германну, как и те упреки, которые мы слышим из уст других героев повести. Но признания Германна Лизе опровергают приговор эпиграфа, и потому он ироничен по отношению к публике, которая ему поверит безусловно, как и возмущенной реплике Лизы: «Вы чудовище!», как словам Томского: «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Мефистофель не исповедуется перед камеристками без нужды).

2.Почему Лизавета Ивановна надеялась на встречу с Германном и «благодарила судьбу за препятствие, помешавшее их свиданию»?

3.Чья это мысль: автора или Лизаветы Ивановны: «Деньги – вот чего алкала его душа»?

4.Почему Германн остановился перед мертвой старухой и «долго смотрел на нее, как бы желая удостовериться в ужасной истине»?

5.Какие чувства и почему волнуют Германна на потаенной лестнице? (Укор совести, сомнение в содеянном).

V глава.

1.О чем предупреждает эпиграф? (Он взят из сочинения шведского писателя-мистика XVIII века Шведенборга: «В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!»

 Приведение и указание титулов – комическое несоответствие события и стиля. Опять ирония! Очевидно, направлено против мистического истолкования видения Германна, которое озвучило голос его совести).

2.Почему Германн явился на похороны графини? (Смерть графини для Германна – «ужасная истина», к которой он не может привыкнуть. «Не чувствуя раскаяния, он не мог однако совершенно заглушить голос совести, твердивший ему: ты убийца старухи!»)

3.С какой интонацией автор описывает обряд похорон графини? Прочитайте.

4.Почему на похоронах «никто не плакал», а Германн «оступился и навзничь грянулся об земь»?

5.Мистика или видение расстроенного воображения – приход графини к Германну и раскрытие тайны трех карт?

6.Почему графиня говорит, что пришла к нему против своей воли?

7.Чем продиктованы условия прощения смерти графини?

(Мертвая графиня не дает Германну покоя, он гонит её из своих мыслей, но не в силах этого сделать. Видение – осуществление желаний Германна и проявление голоса его совести. Это не сон, мистическое вмешательство неба в его судьбу. Каждое слово графини подготовлено его опытом. Германн постоянно думает о том, как усемерить свой капитал, то есть на карточном жаргоне стать тузом. До видения эти слова (тройка, семерка, туз) постоянно повторяются в тексте, они неотлучны от сознания Германна. Тайна трех карт – собственная догадка героя, а не милостивое благодеяние. Германну хотелось, чтобы его вина была прощена. И прощение приходит. Германн чувствует свою вину перед Лизой, и призрак графини велит жениться на воспитаннице.)

VI глава.

1.Каков смысл эпиграфа к последней главе повести? Что означает слово «атанде»? Воспользуйтесь словарем В.И. Даля.

(«- Атанде!

- Как вы смели мне сказать атанде?

- Ваше превосходительство, я сказал атанде-с!»

В словаре В.И. Даля сказано: «Атанде – в азартных играх: стой, постой, не мечи далее, я ставлю». Иными словами, подожди делать свою ставку в карточной игре. Ирония эпиграфа состоит в том, что Германн играет не с Чекалинским, а с судьбой.)

2.Как вы понимаете фразу: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место»? (Герою рано праздновать триумф расчета, а читателю предлагается подождать с осуждением героя, который безумием и страданием расплачивается за ставку на богатство).

3.Посмотрите инсценирование игры в карты. Чем облик Чекалинского отличается от  вида и состояния Германна?

4.Когда Германн сошел с ума: до начала игры, о чем сказал Нарумов, или после проигрыша?

5.Почему игра похожа на поединок?

6.Почему Чекалинский говорит: «Ваша дама убита», а не «бита»?

7.Как мог Германн «обдернуться»?

8.В чем смысл заключения повести?

(Германн начинает играть и добивается выигрыша, но голос совести в нем оказывается непобедимым. Сцена похорон повторяется в сцене проигрыша. Там Германн «оступился», здесь «обдернулся»).

Слово учителя.

 Сходство ситуаций этих двух эпизодов подчеркивает неотвратимость внутреннего суда человека над самим собой. Графиня, как судьба, преследует Германна именно потому, что он человечен. «Покой и независимость», счастье, благополучие не могут быть добыты преступлением. Эта гуманистическая мысль Пушкина слышна во всех его произведениях, особенно в «Моцарте и Сальери», «Скупом рыцаре», «Полтаве». Германн не в силах избавиться от упреков совести и потому из колоды карт вытаскивает не туза, который сулит ему желанную независимость, а пиковую даму, напоминающую обликом старую графиню. «Неподвижная идея» совести победила, она в природе человека. Безумие Германна объясняется попыткой перешагнуть свою природу, заменить совесть успехом, душу – тузом.

IV. Вопросы для заключительного этапа работы.

1.К кому из героев повести и почему могут быть отнесены слова Данте: «Горек чужой хлеб… и тяжелы ступени чужого крыльца»?

2.Какие три злодейства на совести Германна?

3.В чем дерзость желаний Германна и почему ему не удается обрести независимость?

4.Что в повести предрекает, что Лизавета Ивановна, «пренесчастное создание», благополучно закончит свою жизнь, о чем сообщает заключение?

5. Что осуждает и чему сочувствует автор в своем герое?

Заключительное слово учителя.

Результат нашей работы – не только пристальное внимание к пушкинской повести, но и многозначное представление о её смысле, ведь «Пиковая дама» - не жестокий приговор герою. Что победило в Германе: желание выигрыша или законы совести? Изобразите ваше мнение в виде таблицы.

Качества характера Германна

Совесть

Хладнокровие

Факты, поступки героя

   

Н. В. Обысова,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Милославская школа»,

р. п. Милославское, Рязанская обл.