PDF Печать E-mail
Создание творческой среды для одаренных детей в детском саду по развитию музыкально-театральных способностей

В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты воспитания таланта и создания творческой среды для развития одаренных детей на основе многолетнего практического опыта. В статье рассмотрены преемственные связи в системе воспитания и развития творческих способностей воспитанников. В работе указаны основные этапы, условия успешной работы, мероприятия, которые проводятся с одаренными детьми. Системная педагогическая работа, последовательно выстроенные шаги обучения нацелены на всемерное развитие тех богатых задатков, которыми обладают дети от рождения.

Признаки одаренности в годы дошкольного детства выступают в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных творческих проявлениях при прочих равных условиях. Теперь уже широко признано, что внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта – одна из самых важных задач педагогических работников. Всем нормальным детям свойственны умственная активность, тяга к умственным усилиям – в этом органически нуждается их созревающий мозг. В детские годы формирование, обогащение психики идут в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. В этом отношении все дети одаренные.

Я, Хайруллина Чулпан Ринатовна, работаю музыкальным руководителем Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад               № 26 «Подсолнушек». В нашем детском саду реализуется основная образовательная программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Программа призвана обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В программе одним из центральных является принцип «комплексного развития ребенка его способностей во всех областях и во всех видах деятельности».

Она, таким образом, в основном направлена на социальное и эмоционально – личностное развитие ребенка: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности, а также создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

С целью развития творческих способностей детей средствами музыкально - театрального искусства на базе МДОУ № 26 в 2000 году была организована театральная студия "Буратино", деятельность которой регламентируется Рабочей Программой, разработанной мной на основе вариативной Программы «Театр-творчество-дети» направленной на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства под научной редакцией Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г.

Перед собой я поставила цель: выявление музыкально одарённых детей и при этом развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация средствами театрального искусства. Основные задачи:

—Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

—Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

—Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Индивидуальная или подгрупповая работа с одарёнными детьми планируется на основе наблюдений музыкального руководителя, мониторинга, сотрудничества с семьёй и психологом.

Планируемый результат:

–наличие у ребенка повышенного интереса к театральному искусству;

–стремление к вокально-творческому самовыражению

–умение двигаться под музыку, не бояться сцены, формировать культуру

–поведения на сцене;

–стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание, совершенствовать свой голос;

–овладение развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

–ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Занимаясь с детьми, приходится равномерно развивать три сферы исполнительского мышления: художественно-ассоциативную, музыкально-звуковую и ритмически-двигательную, органически их связывая.

Принципы моей педагогической деятельности:

–Не навредить. Создать ребенку такую обстановку, чтобы он с удовольствием и радостью мог всесторонне развиваться.

–Поверить – в ребенка, в его возможности, помочь стать уверенным в себе.

–Помочь приобрести опыт достижения цели и не забывать, что главное для ребенка – радость жизни, духовная свобода и духовная пища.

По времени срок работы театральной студии рассчитан на 36 часов в год (1 раз в неделю). Группа набирается из инициативных, активных детей, а так же по опросу родителей и рекомендации воспитателей. На занятиях выполняется разнообразная деятельность, где вместе с детьми мы: играем в разные подвижные игры, читаем сказки, рассказы, слушаем музыку, танцуем и поем.

Свою работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строю на следующих принципах:

– От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

–Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
–Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Для реализации намеченной цели я должна:
1) Провести диагностическое обследование с целью определения уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
2)Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
3)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста;
4)Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
5)Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Детский сад – это второй дом для детей. Здесь ребенок получает опыт эмоционально-

практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Стараясь зажечь в детях «искру творчества», я прежде всего должна использовать:[1]

–многогранность человека,

–человеколюбие, как форма жизнедеятельности,

–музыкальный язык, как форма связи с внутренним «Я», с людьми, с миром – вот три стороны, которые я хотела бы развить в своих воспитанниках.

Проведя мониторинговые исследования по выявлению уровня развития творческих способностей на начальном этапе я получила результаты, из которых можно сделать вывод: уровни музыкального, танцевального и психомоторного развития имеют тенденции роста; дети эмоционально и творчески выражают себя в танце, в исполнении песен, становятся более внимательными на занятиях студии. Передвижения по "сценической площадке" стали носить не хаотичный, а скоординированный характер. Таким образом, показатели низкого уровня снижаются, а среднего высокого уровней, наоборот, растут, благодаря тому, что ведется дополнительная индивидуальная работа.

Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и театру, к пониманию всего, что происходит рядом. Такие занятия в детском саду должны способствовать творческому развитию дошкольников, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Каждый педагог по сути своей – экспериментатор, и если он любит детей и свою профессию, то будет в постоянном творческом поиске. В своей работе он накапливает опыт педагогической практики, использует свою методику, свою систему обучения.

Данный вид работы в нашем детском саду практикуется не первый год, и если говорить о результатах, то исходя из того, что детям интересно, они с удовольствием посещают эти занятия, можно говорить о том, что мы даем возможность детям проявить себя.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре ООП ДО, она должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту и видам деятельности;

Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Поэтому становится актуальным создание соответствующей развивающей предметно - пространственной образовательной среды группы, которая будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.

Труд педагога – это нескончаемый поиск новых открытий, который требует многократных проверок и подтверждений и, – новых поисков. Е. П. Торренс, [5] создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду.

        Педагоги часто говорят, что лучший способ для педагога воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

        В развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважение. Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности. При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.

Что еще важно для работы с одаренными: подтягивать средний уровень всех дошкольников. Необходима хорошая работа с мотивированными детьми в каждой группе, чтобы такие дети могли заниматься по углубленным программам. Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если педагогу удастся дотянуть слабых детей хотя бы до нормального среднего уровня, то это великая его заслуга.

Индивидуализация [4] образования приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. Дети в нашем детском саду приобрели компетентность и самоуважение. У них появилась готовность браться за еще более трудные задания. Они умеют осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели. В такой обстановке, где дети ориентируются на реализацию собственных интересов, у них развивается чувство собственной значимости и инициативы. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей. [9] Все это очень важно и пригодится детям в школе.

Сегодня мы не стоим на месте. Новые ФГОС ориентируют нас на дальнейшую работу, направленную на развитие одарённых детей и создание условий для мотивации педагогического коллектива детского сада, к участию в интеграционных процессах, в воспитании нового поколения граждан , умеющих учиться всю жизнь, чтобы быть востребованным обществом, быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

Литература:

1. "АКАДЕМИАН"- Научно-образовательный электронный журнал, Богданова Л.С. "Воспитание творчеством. Ступени мастерства"
http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2399&Itemid=1452;

2. Асмолов А.Г. "Психология индивидуальности". -М.: Смысл, 2001.-416с.;

3. Бирюкова Е. "Первое сентября" газета №3 издательский дом "Первое сентября", 2012;

4. Данилова Л. И. "Индивидуализация образовательного процесса" http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3411.pdf;

5. "Корабль друзей"http://www.friendship.com.ru/wunderkind/11.shtml

6. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно – методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-57с.-(Библиотека руководителя ДОУ);

7. Свирская Л.В. "Индивидуализация образования: правильный старт: учебно – методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений". - М.: Обруч, 2011.-240с.;

8. Слуцкий В.М. «Одаренные дети». М.: Прогресс, 1991.;

9.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/articles/551505/

Хайруллина Чулпан Ринатовна,

музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад № 26 "Подсолнушек",

г. Волжска, Республика Марий Эл.

Обновлено ( 19.01.2017 11:35 )