PDF Печать E-mail
Искусство на защите Отечества. Сценарий урока мужества

Ведущий 1. Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке мужества, который называется: «Искусство на защите Отечества».  Сегодня у нас пойдет разговор о роли искусства в годы войны и какую роль сыграло оно для защиты нашего государства, потому, что говоря о войне мы обязательно говорим о защитниках своей родины.

Звучит песня «Гляжу в озера синие»)

(Выход ведущих.)

Ведущий 1.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить,

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось,

Кто знал, кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

 (Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны)

Ведущий 1.  22 июня 1941 года фашистская Германия напала на советскую страну внезапно, вероломно, разорвав договор о ненападении. Фашизм пустил на нас всю хорошо рассчитанную машину войны, продумав в своих коварных планах все до мелочей, вплоть до пригласительных билетов на банкеты победителей в Москве и Ленинграде.

Ведущий 2. Великая отечественная война была суровым испытанием мужества, воли, единства народов Советского Союза.

Время тяжелых испытаний, горечь расставаний и утрат…И вера! Вера в неиссякаемые силы народа, ставшего грудью на защиту своей Родины.

Ведущий 1.     Что может быть  прекрасней во имя Отчизны! Подвиг этот стал политическим, нравственным и эстетическим началом для создания тысяч и тысяч стихов и песен, романов и пьес, живописных полотен и скульптурных композиций, фильмов и спектаклей.

Ведущий 2: С первого дня войны до победного праздничного салюта песня была всегда с солдатом. Она помогала преодолевать  все трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

(Звучит песня «Священная война»)

Ведущий 1: Песня «Священная война» стала символом всенародной борьбы с фашизмом.

Интересна история ее создания.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день — на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
(На экране плакат «Родина-мать зовет»)
Ведущий 2. «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.  По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.

 (На экране плакаты «Окна ТАСС»)

Ведущий 1.Как эстафета боевой преемственности от «Окон РОСТА» 27 июля 1941 года вступили в строй  «Окна ТАСС» - новая форма антифашистской агитации и пропаганды.  И активнейшими художниками этой мастерской стали Кукрыниксы. С первых дней войны прочно и навсегда в историю вошел плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», ставший призывным изобразительным лозунгом, поднимавшим людей на борьбу с врагом. Кукрыниксы у Гитлера были в списке врагов №1.

Ведущий 2. В стихотворении С.Маршака, посвящённого выпуску пятисотого «Окна ТАСС», есть такие строки:

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

Ведущий 1. Своими плакатами и карикатурами в годы войны художники казнили убийц и насильников, грозивших превратить всю планету в концлагерь.

Ведущий 2. «Окна ТАСС» разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий.

Ведущий 1. Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской  мужественно переносил бомбёжки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели «Окна ТАСС», и всегда возле них многолюдно и оживлённо.

Ведущий 2. Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придёт, и они прославят её своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом.

 (звучит куплет песни «Давай закурим», затем остальное фоном)

Ведущий 1: Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические…Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Ведущий 2: С песней «Давай закурим» началась творческая жизнь на фронте композитора Гвардии капитана Модеста Табачникова. В 1942 году ему привелось побывать в командировке в Москве, где он познакомил со своей новой песней певицу Клавдию Шульженко. Песня «Давай закурим» вместила в себя гнев против фашистских захватчиков, гордость за великое фронтовое товарищество советских воинов, спаянных единой волей к Победе над ненавистным врагом.

Ведущий 1. Шли долгие годы войны…Но даже прилагая нечеловеческие усилия на пути к победе люди оставались людьми. В перерывах между боями во время коротких передышек на марш-бросках всегда радовала душу солдата хорошая дружеская шутка, меткий анекдот про Гитлера, лирическая песня о любви, о доме, о Родине. Прямо в окопах на клочках бумаги поэты писали свои стихи, художники набрасывали небольшие зарисовки, портреты боевых товарищей. Иногда эти изображения становились последними в их жизни.

Одним из таких художников была Софья Сергеевна Уранова.

 (на экране портрет художницы, показ ее рисунков)

Ведущий 2. В походах и в боях она, как художник, не имела ни мольберта, ни палитры. У нее был хороший свинцовый карандаш, и с ним она делала чудеса. А все она хранила в своей полевой сумке. На рисунках Софьи Урановой показаны простые солдаты, рядовые участники Великой Отечественной Войны. Она вела фронтовой дневник и рисовала, как будто старалась все перенести в свой походный альбом – и наступление, и стрельбу батарей, и походные дороги, и эшелоны, и отдых, когда спят под орудиями усталые солдаты, и атаки, и умирающих товарищей – одним словом, ее работы составили целую летопись, потому что она дошла до Берлина и видела Победу там, где окончилась Война.

Ведущий 1. Красноречива запись в дневнике начальника Генерального штаба сухопутных войск немецко-фашистской армии генерала-полковника Гельдера от 18 сентября 1941 года: «Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы…У противника сосредоточены крупные людские и материальные  силы и средства. Положение здесь будет напряженным, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод!» Голод! Вот на что надеялись немецко-фашистские захватчики…

Ведущий 2. 30 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград  со страной. Так образовалось кольцо сухопутной блокады Ленинграда. Постепенно иссякали материальные и продовольственные ресурсы города. Кончились запасы топлива, перестали работать электростанции, прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Остановился общественный транспорт.

Зима 1941 – 1942 годов оказались трудным, жестким временем для ленинградцев.

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.

Ведущий 1.

…Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда.

Страна моя, печальная страна…

Крондштатский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем этих баррикад.

И женщины с бойцами станут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю:

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Лугою в бою,

Мы будем биться с яростною силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим – клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей…

Так от имени ленинградцев писала поэтесса Ольга Берггольц. И каждый понимал, какого мужества и какого напряжения духовных и физических сил, каких жертв потребует эта война.

Ведущий 2. В осажденном городе говорили пушки, но музы не молчали. 9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

 (фоном звучит аудиозапись 7-й симфонии Шостаковича)

Ведущий 1. Симфония звучала не только, как вызов врагу, но и как предвестник победы. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду композитора. История мирового искусства ещё не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то же время событий

Ведущий 2. Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича - великое произведение. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве и героизме людей, об их неисчислимых страданиях и о непоколебимой стойкости в борьбе с врагом, их уверенности в победе.

 (фоновое звучание симфонии усиливается)

Ведущий  1. Беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет. В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину "Мать партизана".

 (На экране картина Герасимова «Мать партизана»)

Ведущий 2 Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

Ведущий 1. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. "Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и   была награждена золотой медалью.

Ведущий 2. Кто из бывших фронтовиков не помнит и не любит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны «В землянке». Ее авторы поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков в конце ноября 1941 года действительно в землянке, и действительно «…в белоснежных полях под Москвой», под живым впечатлением очень трудного дня.

 (звучит песня «В землянке»)

Ведущий 1.  Благодаря мужеству, стойкости, самоотверженности советских людей наконец-то  наступил этот долгожданный День Победы! И немалая заслуга в этом принадлежит людям, которые вдохновляли своим творчеством на подвиг во имя любимой Отчизны!

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

-  Как искусство защищает людей?

-  Приведите свои примеры из жизни?

- Можно ли считать искусство и людей искусства защитниками своего Отечества?

-  Какое ваше любимое произведение, о войне, о мире?

Ведущий:

В заключении нашего урока все вместе исполняем песню Д. Тухманова «День победы».

В. М. Ганюшкина, МБОУ СОШ№20, ст. Ладожская, Краснодарский край