PDF Печать E-mail
Реализация деятельностного подхода на современном уроке литера-туры

 

Главной целью литературного образования на сегодняшний день является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Гуманизация литературного образования предполагает деятельностный характер обучения, с помощью которого достигается накопление и закрепление общих и специальных знаний, с одной стороны, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы – с другой, что создаёт тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения старшеклассниками базовых ценностей. Деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Задача учителя – преобразовать учебный труд из однообразного в охотно выполнимый. Сегодня воспитание читателя на уроке литературы возможно через совершенствование форм урока, через применение инновационных технологий. Я уверена в том, что читатель развивается только в ситуации диалога, дискуссии. Давно известно , что самое высокое духовное наслаждение человек получает в процессе творчества. Творчество на уроке появляется тогда, когда возникают проблемные ситуации, когда происходит столкновение различных позиций. Одной из самых важных задач учителя-словесника я вижу в необходимости развивать воображение и творчество детей.

Помочь решить эту проблему, мне думается, как нельзя лучше, может мастерская творческого письма, так как именно в мастерской письма происходит рождение Слова.

Именно мастерская письма обеспечивает  деятельностный  характер обучения и способствует формированию обратной связи, а также дает возможность развить монологическую речь, способствует также организации групповой, индивидуальной творческой деятельности, в которой проявляется личностный характер обучения.

В прошлом учебном году столкнулась с резким неприятием образа Евгения Базарова (героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Задумываясь над тем, как же помочь детям понять героя, я пришла к выводу о том, что необходимо провести в классе мастерскую творческого письма «Мой Базаров».

Анализируя то, что происходило в момент проживания мастерской, одна ученица сказала: « Я поняла сегодня, что в моей душе живет именно мой Базаров, а ведь раньше он мне казался далеким и абстрактным». Мастерская письма организует деятельность ученика системой таких заданий, при которых он сам выстраивает для себя некую историко-литературную концепцию.

Учебный материал представлен в мастерской письма  в контексте разнообразных явлений, связей, исторических и художественных фактов.

Мастерские письма подталкивают ученика к творчеству. Рождаются не только прозаические, но и поэтические тексты. Одна из учениц написала «Слово о поэзии Некрасова»:

Стихи Некрасова полны печали и раздумий,

О бытии, о жизни, о любви нам пишет он.

Его поэзия сложна и умудренна,

Но это не мешает ей красивой быть.

Она тонка, прекрасна и ничуть не приземленна,

Пленяет, и её нельзя забыть.

И пусть эти стихи далеко не совершенны, но в них  есть главное – неподдельный интерес к творчеству поэта.

 В последнее время в методической литературе все чаще встречаются такая технология, которая получила название «культура критического мышления при анализе текста».

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждением, но быть при этом открытым новым идеям, методам

Конструктивную основу «технологии критического мышления»” составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: “Вызов – осмысление – размышление»

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания, формируется личный интерес. На стадии осмысления обучающийся вступает в  контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация.

Этап размышления ( рефлексия ) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

Таким образом, происходит «присвоение” нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, строить умозаключения и логически цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.

Рассмотрим несколько приемов графической организации материала. Кластер – «наглядный мозговой штурм.” Посередине чистого листа ( классной доски ) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем” текста.

Вокруг «накидать” слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

  Читая в 8 классе рассказ В.П.Астафьева «Вербное воскресение”, составили такой кластер:

Вербное воскресение:

Верба

Искалеченная земля

Жизнь

Обновление

Вдохновение

Праздник

Весна

Учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста, как оформление его в таблицу. Упражнение «Двойной дневник” дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом.

  Анализ рассказа В.П.Астафьева начали со следующего задания: прочитайте отрывок и заполните таблицу.

Фрагмент текста

Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и появится первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками веснянка – верба. И этот первый привет расцветающей земли…

…привет расцветающей земли…

Подтверждает Опровергает Мысли, выводы…

Весна

Засинеет снег

Первые проталины

Веснянка - верба

Выстреливать

Вспучатся

Уже в первом отрывке намечается какое-то противоречие: с одной стороны, радость весны. С другой,-некая тяжесть, резкость.

Найдите в тесте слова, подтверждающие и опровергающие цитату. Сделайте и запишите свои выводы.

В результате проделанной работы делаем вывод о том, что уже в начале рассказа писателем намечен конфликт: пробуждение весенней природы, радость праздника и горечь потерь. Финал рассказа подтвердит вывод: «…Каждую весну, когда засинеет в лесах снег, и высвободит проталинки, когда распустится верба – веснянка, раздается плач на этом кладбище».

Такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.

 В 11 классе на уроке литературы по теме: «А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех, мы за ценой не постоим…» (Поэзия Веры, Надежды, Любви)

учащиеся учились структурировать текст. Такой прием помогает сделать чтение осмысленным, творчески перерабатывать новую информацию, развивает умение интерпретировать художественный текст. На стадии рефлексии (размышления) написали синквейн. Тема синквейна-«Память» .

Память

Живая, кровоточащая

Саднит, болит, рвет

Жизнь на Земле не прекратится никогда

Надежда…

   Подытоживая сказанное, подчеркну необходимость проведения сегодня уроков с использованием диалоговых форм, так как именно они позволяют учащимся создавать собственную интерпретацию текста, побуждают учащихся к творчеству , к самопознанию, способствуют развитию в ученике думающего, понимающего, неравнодушного человека.

Примечания

1.В. П. Астафьев «Избранные произведения».-СПб: «Лениздат»,2001.-395 с.

2.И. В. Муштавинская.Технология развития критического мышления на уроке:Учеб.-метод. Пособие.-СПб:Каро,2009.-144 с.

О. И. Мазур, ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера, Информационно-методический центр Приморского района, Санкт- Петербург

Обновлено ( 19.04.2016 11:59 )