PDF Печать E-mail
§18.2 Радуга русского танца.

 

  Русский танец , как музыка и песня, –один из древнейших и любимейших видов народного танца. У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России, но для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.

  Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков. Во многих танцах, дошедших до наших дней, мы видим приметы далекой старины, связанные с обожествлением природы, когда небо, солнце, лес и луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования давно забылись, а песни и танцы, сопровождающие народные праздники, свидетельствуют о прочных художественных традициях.

    Так, например, В средней полосе России, как только начинали колоситься озимые, молодые люди собирались за околицей, становились в два ряда и брали друг друга за руки выше кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно, создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали ее в нарядный сарафан и украшали яркими лентами.   Девочка шла по  "дорожке" из рук, а в это время хоровод медленно двигался к полю озимой ржи. Юноши и девушки пели: Пошел колос на ниву, на белую пшеницу.. Родися, родися, рожь с овсом; Живите богато  сын с отцом... Когда вся процессия появлялась у кромки поля, девочка срывала горсть колосьев и бежала к церкви, бросая их у стены. В этом танце, получившем название  «Колосок», мы не можем не заметить  отзвуков языческих ритуальных игрищ, призванных содействовать хорошему колошению хлебов, а следовательно,- богатому урожаю в будущем.

  Позднее танцевальное творчество получило выражение в выступлениях странствующих скоморохов, в их озорных песнях и весёлых плясках. Эти потешники демонстрировали собравшимся меткие шутки, поучительные небылицы и комические сценки из крестьянской жизни. Частенько они высмеивали монахов и представителей власти, а поэтому актеров-скоморохов отлучали от церкви и подвергали проклятию. В ответ на упрек монахов, выразившейся в пословице "Плясать-беса тешить", в народе говорили: "Плясать-врага топтать", "Всяк спляшет, да не как скоморох".

  Ранние упоминания о скоморохах встречаются ещё в «Повести временных лет» - одной из первых русских летописей, созданной в XII веке. Их выступления, как сказано в этом древнейшем литературном памятнике, привлекали "толпами людей на них, так что они давили друг друга". Упоминаются скоморохи и в народных былинах, воспевающих русских богатырей. Ни один «почестен пир», ни одно народное празднество и гулянье не обходилось без их участия. А в Софийском соборе в Киеве – красивейшем храме древней Руси, построенном в XI веке, сохранились фрески с изображением пляшущих скоморохов.

  Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод. Он сочетает танец с пением, с драматическим действием, изображающим определённые трудовые или иные процессы. История возникновения хороводов восходит еще ко временам Древней Греции, когда плясавшие в честь  богини Афродиты нимфы делились в танце на множество групп. На Руси хороводам ( "карагодам" или "танкам") придавалось особое значение. Как сообщает одна из древнейших летописей, участие в хороводе имело чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.

  Хороводные развлечения начинали устраивать с приходом весны. Как только появлялась зеленая травка, в народе говорили: "Весна пришла -игра пошла". Местом  для проведения хороводов выбирались живописные лесные поляны вдоль берегов рек и озер, луга за околицей деревни, пригорки близ церкви, а зимой-обычные деревенские избы. Девушки являлись туда в своих лучших нарядах, расшитых бисером и украшенных лентами. Нередко в толпе зрителей находились будущие женихи и свекрови, внимательно присматривающиеся к танцующим девушкам. Ну как тут не постараться, не вложить в свой наряд всю фантазию и умение!

Собиралися девушки все во кружок, расходилися во лесок,

Садилися на лужок, где муравонька да цветок.

Сорывали с цветов цветочки, надевали на головы веночки.

Пошли в хоровод, пошли в хоровод!

В хороводе веселилися, по забавушкам пустилися.

Песни славно запевали, подружечек собирали:

Собирайтеся во единый кружок!- пелось в одной из песен.

  Русские хороводы обычно были девичьими. Вершиной их танцевального мастерства всегда считалось умение плавно пройти по кругу, как бы неся на голове драгоценный сосуд с дорогим содержимым. При этом плясуньи едва заметно перебирали ногами под длинным сарафаном, определяя общий ритм и счёт шагов. Создавалось впечатление , что девушка не идёт, а словно плывёт как лебёдушка, по воде…

Именно такие, плавные и степенные девичьи хороводы с лёгким притопыванием каблучками, были особенно популярны на Руси. Но иногда, взявшись за руки и двигаясь по кругу в такт музыке, девушки пели, имитируя различные действия. Так, например, если начинали звучать слова: Заинька, попляши, серенький, поскачи!- участницы хоровода плясали и даже скакали. Содержание некоторых хороводов становилась обычная работа сельской женщины: сеяние льна, его обработка, прядение и ткачество. Многие хороводы посвящались брачной тематике: выбору невесты или жениха, взаимоотношениям в семье будущего мужа и т.д.

   Возглавляла и направляла хоровод ведущая – «хороводница», обычно самая бойкая и говорливая, умелая и авторитетная в деревне женщина. Она вела хоровод, обучала танцевальному искусству новичков, приглашала в круг и молодых парней.

  Рисунок хоровода был удивительно разнообразен: шли "репьем" (т.е. "гуськом"), "змейкой", "вили веревку", образовывали крест, полукрест  или круг. Диалогичная форма песен во многом определяла композицию хоровода (особенно игрового). Все участники делились на  две группы и начинали вест между собой "разговор". Они брались за руки парами, образовывали ворота, подходили к друг другу, а затем отступали.

  Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество составляющих его плясок. Так зарождалось народное танцевальное искусство: появлялись пляски – кадрили с интереснейшими рисунками (прямыми линиями, кругами и зигзагами), переплясы – вольные, импровизированные танцы, не сковывающие танцора определённой композицией, дающие возможность каждому показать любимые движения и всё, на что он способен.

  К числу таких танцев относится популярная в народе мужская пляска – трепак. Она начиналась с выхода, затем плясавший вставал прямо, скрестив руки на груди или лихо подбоченясь. Далее следовали сильный удар о землю подметкой и широкий взмах руками.  Начиналась пляска, обычно исполняемая двумя танцорами. Так она строилась на контрастах, то один исполняющий воплощал в танце положительного героя, а другой -отрицательного.  Кто кого перепляшет?..  Об этой пляске в народе сложено немало пословиц, подчёркивающих её отчаянный, залихватский характер: «Не жалей каблука, валяй трепака» или «Бей трепака, не жалей каблука». Не так ли плясал Цыганок из повести А.Горького "Детство"?

"Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. Цыганок плясал неутомимо, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда..."

Задание для самостоятельной работы

1.Что вам известно о происхождении и своеобразии танцевальной культуры народов России? Расскажите о некоторых, наиболее популярных русских танцах.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область