PDF Печать E-mail
Литературный вечер « И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл…»

Инсценированный вечер, посвященный поэзии Серебряного века

2 урока

Роли: Вячеслав Иванов, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, К. Бальмонт, М. Цветаева,, В Маяковский, В Хлебников,

И.Северянин

Оборудование: репродукции картин художников Серебряного века, портреты поэтов, CD – проигрыватель, записи музыкальных произведений Скрябина, Рахманинова, Вертинского, мультимедиапроектор.

Предварительная подготовка: в процессе подготовки вечера учащиеся изучают историческую ситуацию в стране на рубеже 19-20 веков, особенности основных направлений, биографии поэтов, творчество, атмосферу Серебряного века (детали костюма, интерьера, особенности книгопечатания), готовят декорации 

1 этап: отбор участников для подготовки и проведения вечера, распределение  ролей        

2 этап: индивидуальная работа с участниками, репетиции, создание декораций

Подготовка аудитории

- оформление зала: на стенах портреты поэтов Серебряного века, мини-газеты и рисунки учащихся по мотивам стихотворений поэтов, коллажи;

на столах:  подсвечники со свечами, сборники стихов поэтов Серебряного века

Цель: формирование целостного представления о культуре  Серебряного века

Задачи:

- изучить особенности исторической эпохи, особенности основных направлений в искусстве Серебряного века, изучить биографию поэтов

-отрабатывать умения выразительного чтения                                                                                                            

- содействовать эстетическому воспитанию школьников

- способствовать развитию эмоционального интеллекта

- умение работать с разными источниками информации

Звучит  Прелюдия С.Рахманинова №23

Презентация

 В №1:  Серебряный век, российский ренессанс, русский модернизм… Что же это было за явление? Вообще, русский модернизм возник на рубеже двух веков. А так уж устроено, что при переходе в новое столетие человек усложняется, меняется его мироощущение, но в то же время рождается и надежда на что-то новое, желание большей свободы, потребность в искусстве.

Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи.«Башня» была значительным явлением в русской культуре начала века. Почему «Башня»? Отчасти потому, что в это время представители культурной интеллигенции стремились к необычности. Но прежде всего  потому, что квартира Вячеслава Иванова и в самом деле была в высшей степени оригинальной. Она располагалась на последнем этаже углового дома на Таврической 25, выступ которого нависал над Государственной думой и снаружи поражал воображение прохожих. Под стать причудливой обстановке было и общество. По средам собирался весь цвет культурного Петербурга. На «Башню» стремилась вся поэтическая молодёжь. Давайте и мы перенесёмся в первое десятилетие xx века и в один из ноябрьских вечеров окажемся в квартире Вячеслава  Иванова.

( выходит В.Иванов)

Вячеслав Иванович Иванов, «Вячеслав Великолепный», как звали его не только в дружеском кругу, но и в печати, мэтр, один из теоретиков символизма, был одним из образованнейших людей своего времени.

( высвечиваются часы, на стрелках- 12 часов)

В№1: В 12 ночи начинают появляться гости. Самым  петербургским из современных поэтов был А.Блок.

( выходит А.Блок в « чёрном сюртуке, чёрном шёлковом галстуке бантом, с отложными воротничками, Иванов проводит его на середину зала)

А.Блок читает  «В ресторане» ( читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев и монотонно)
Никогда не забуду (он был или не был,
Этот вечер): Пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблен".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Видеозапись песни « Русалка»( стихи А.Блока)

В. Иванов: Поэт-загадка, поэт-тайна… Кто же он? Может быть, нам об этом расскажут дневники Блока, его письма. Вот что он писал о своей любви к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого химика, с которой он был знаком еще с детства и вместе играл в любительских спектаклях в Шахматово и Боблово.

Блок: "Пишу Вам, как человек, желавший что-то забыть, что-то бросить - и вдруг вспомнивший, во что это ему встанет. Помните вы-то эти дни - эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, Боже мой, если Вы были! Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная, мещанская, скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы. Показывалась Ваша фигура - Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах, изученные, с любовью наблюденные».

 Блок читает стихотворение «Синеокая, Бог тебя создал такой»

В №1: Цикл "Стихов о прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника. Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества - Деву, Зарю, "Жену, облеченную в солнце". Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме.

(Чтец читает «О доблестях, о подвигах, о славе») в руках старинная фотография                                                                                                                                                       

В.Иванов представляет Д.С.Мережковского и З.Гиппиус : Две звезды поэзии Cеребряного века. Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Проживут  вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день.

Д. С. Мережковский:

В сумерки

Был зимний день; давно уже стемнело,
Но в комнату огня не приносили;
Глядело в окна пасмурное небо,
Сырую мглу роняя с вышины,
И в стекла ударяли хлопья снега,
Подобно стае белых мотыльков;
В вечерней мгле багровый свет камина
Переливался теплою волной
На золотой парче японских ширм,
Где выступал богатый арабеск
Из райских птиц, чудовищных драконов,
Летучих рыб и лилий водяных.
И надо всем дыханье гиацинтов
В таинственной гармонии слилось
С бледно-лазуревым отцветом шелка
На мебели причудливо роскошной;
И молча ты сидела предо мной,
И, уронив любимый том Кольриджа
На черный мех пушистого ковра,
Вся бледная, но свежая, как ландыш,
Вся в кружево закутанная, грелась
Ты в розовом мерцании камина;
И я шептал, поникнув головой:
«О для чего нам не шестнадцать лет,
Чтоб мы могли обманывать друг друга
Надеждами на вечную любовь!

В. Иванов: Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью: многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней. Для Гиппиус  "Не любить" означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".

 З.Гиппиус. Стихотворение "Если"

Стихотворение "Снег»

В.Иванов:  Время идёт. Часы бьют два раза. Два часа ночи. В гостиной появляются новые гости: тоже муж и жена, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, которой, однако, суждена необыкновенная слава в русской литературе. Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова.

В №1: Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н.С.Гумилёва. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий. Физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным. Прищлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии. Добровольцем он уходит на фронт в первую мировую войну, где за храбрость был удостоен награды: двух Георгиевских крестов.

Н.С.Гумилёв читает стихотворение « Только змеи сбрасывают кожи…»

В.Иванов: Это жена Гумилёва Анна Ахматова. Она тоже пишет. Непонятно, почему  Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе. Он смотрит на её стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.

В.Иванов: Анна Андреевна, вы прочтёте?

А.Ахматова:  Я прочту.

Выходит на середину зала.

А.Ахматова: Я прочту.

А.Ахматова читает стихотворение « Песня последней встречи»

В.Иванов ( подходит к Ахматовой, целует ей руку):  Анна Андреевна, поздравляю Вас. Это стихотворение – событие в русской литературе.

Н.С.Гумилёв: Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает.

А.Ахматова читает «Он любил три вещи на свете»

Гумилёв предлагает Ахматовой присесть, читает «Жирафа»

Ахматова читает «Ты пришёл меня утешить, милый»

В №1: « Книга женской души» - так говорят о стихотворениях А.Ахматовой. Давайте ещё раз раскроем эту книгу.

  Стихотворение «Было жарко от жгучего света…»

 Стихотворение « Сжала руки под тёмной вуалью»

В №1: Анну  Ахматову называли  "Сафо ХХ столетия". Могучие страсти, бушующие в сжатых  ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

Звучит песня «Был он ревнивым, тревожным и нежным»

В.Иванов: Там, за угловым столиком сидит Марина Цветаева, юная, двадцатилетняя, на взлете таланта и красоты ( светлые пышные волосы (так мечтала в детстве, чтобы вились!), прозрачные зеленые глаза,  серебряные  кольца на длинных пальцах)

М.Цветаева : Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

«Солнце моё»

В. Иванов : В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.

Чтец «Бабушке»

Чтец «Генералам 12 года» с фотографией

В. Иванов: У неё были романы, но больше в письмах. Она просто не могла жить, не заполняя душу кумирами и восхищением. Со своими кумирами, которым она писала потрясающие по интимной откровенности письма, она практически не встречалась.

Звучит песня А. Пугачевой "Мне нравится" (Слова М. Цветаевой)

Цветаева : Не верю стихам, которые льются, рвутся – да!

Чтец « Расстоянье. Вёрсты. Мили…»

Чтец « Никто ничего не отнял…»

Чтец « Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»

Цветаева: Летят они, - написанные наспех,
Тяжелые от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

Видеозапись «Уж сколько их упало в эту бездну»

Выходят футуристы : В.Маяковский, В. Хлебников, И.Северянин

Маяковский: Сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского, Толстого!

И.Северянин: Только мы – лицо нашего времени!

В.Хлебников: Мы дали образец иного звука !    « О, рассмейтесь, смехачи!»

В №1: Велимир Хлебников предпринимает попытку создать новый язык, поэзия для него –лаборатория слова, сам поэт – экспериментатор, открывающий законы слова и буквы.

В.Хлебников : Слово особенно звучит, когда через него просвечивает иной, «второй смысл».

«Когда умирают травы – сохнут…»

Из только что написанного ( достаёт смятый листок из наволочки) … Когда мы легки, мы летим.                                   Когда с людьми мы, люди легки,- Любим, Любимые – людимы.

В.Маяковский: Эй, вы, небо, снимите шляпу! Я иду – глухо! Вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо! "Я - нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие. Я - циник, от одного взгляда которого на платье оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно с десертную тарелку. Я - извозчик, которого стоит впустить в гостиную, - и воздух, как тяжелыми топорами, занавесят словища этой малоприспособленной к салонной диалектике профессии. Я - рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя".

Читает стихотворение « А вы могли бы?»

Звучит стих-е "Нате!"
HATE!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Чтец читает «Послушайте!»

Выходит И.Северянин: Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утвержден.

 Позовите меня, - я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтет.
Как никто не прочтет, даже нежно любя,
Даже жарко любя… Ни при чем тут почет!

***
 Рескрипт короля
Отныне плащ мой фиолетов,.
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам
Моим - любовь и песнопенья!-
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прошу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.

В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов -
Да будет подданным светло!

В №1: Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время Игорь Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его "поэзами".

ЧТЕЦ: Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

В.Иванов: На его поэзоконцерты избалованная публика начала века, как столичная, так и провинциальная, "валом валила". Его книги расходились невиданными для тех лет тиражами! Несмотря на то, что к концу 1916 года даже в Петербурге, при невероятной дороговизне, исчезли из открытой продажи не только продукты питания, но и предметы длительного пользования… А сборники Северянина, в том числе и парчовые, на александрийской бумаге, продолжали раскупаться.

Чтец:

Мороженое из сирени
- Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции 10 копеек, 4 копейки буше.
Сударышни, судари, надо ли? не дорого - можно без прений…
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

Сирень - сладострастья эмблема.
В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!

Звучит романс А. Вертинского " Танго Магнолия" (Слова И. Северянина)

В №1:  Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. В двадцатые годы продолжалась еще инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Серебряный век эмигрировал - в Берлин, Константинополь, Прагу, Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж.… Но возродиться он не мог - ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.

Презентация «Серебряный век в портретах»

Герои выходят по одному, выдержав паузу, оставляют вещь-символ.

О. В. Мутыгулина, МБОУ ПГО "СОШ №4", г. Полевской, Свердловская область