PDF Печать E-mail
Ум и дела твои бессмертны в памяти русских

Вечер в литературной гостиной, посвященный личности А.С. Грибоедова.

(В основе его  - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма)

Цели вечера: донести до ребят своеобразие сложной личности А.С. Грибоедова, при помощи мемуаров помочь учащимся увидеть эпоху, понять творчество автора, уяснить его отношение к людям, обществу, его место в литературе.

Оборудование: портрет А.С. Грибоедова, цветы, на фортепиано  - ноты «Вальс» Грибоедова, подсвечники со свечами, выставка из серии литературных материалов – мемуаров, мультимедийная презентация «А.С. ГРибоедов» в которой портреты А.С. Грибоедова, его друзей, иллюстрации к комедии «Горе от ума»

№ 1:  Где он? Где друг? Кого спросить?

Где дух? Где прах??? В краю далеком!

О, дайте горьких слез потоком

Его могилу оросить,

Согреть ее моим дыханьем!

№ 2  :   Так грустил в Сибири осиротевший Александр Одоевский о человеке, которому мы посвящаем наш вечер.

№ 1 : Александр Сергеевич Грибоедов

Учитель: В «Путешествии в Арзрум» Пушкин писал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок, написать его биографию было бы делом его друзей. Но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя о себе следов. Мы ленивы и не любопытны». И сегодня, отдавая дань памяти, мы приглашаем вас в литературную гостиную, чтобы окунуться в мир Грибоедова. Итогом будет эссе, которое вы напишите дома «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских».

№ 1 : Современники видели в нем человека необыкновенного, многие пытались нарисовать его портрет. Но ни один из портретов не был признан удачным.

№ 2: Любопытно в этом отношении замечание Д.И. Завалишина: «из всех портретов Грибоедова я  не видел до сих пор ни одного, который напоминал бы мне остраумную физиономию автора «Горе от ума»…

№ 3: Самым удачным считается портрет, написанный Крамским(обращается к репродукции). Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные гестые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от всех мирских забот.

№ 1: Словесные портреты рисуют его другим. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией…» А. Бестужев.

№ 4 : Одеян не был он туманом,

Не искажен и не уныл,

Но бледен…нет, ты ясен был…

И свой покров нередко дума

Бросала на чело твое…

                   Кюхельбекер «Памяти Грибоедова»

№ 3: Ни в одном воспоминании не говорится о холодности лица Грибоедова, об отрешенности, безучастности взгляда. Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, разносторонность дарований; независимость в суждениях, душевная чистота, активность натуры.

№ 4 : Писатель серьезно занимался литературой, историей, музыкой, иностранными языками. Современники отмечали его удивительные способности к иностранным языка.

№ 5: Литератор К. Полевой вспоминал: «Продолжая разговор о Шекспире, Грибоедов спросил меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это. «А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надо только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его…»

         А вот, что писал Грибоедов Катенину:

Учащийся (в роли А.С. Грибоедова) сидит за столом, пишет «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты думаешь? Учиться по-гречески. Я от этого языка с ума схожу, каждый божий день с 12-го часа до 4-го учусь и уж делаю большие успехи. По мне он вовсе не труден».

№ 6: Грибоедов был и прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал ее, часами играл сам. И сегоднямы испытываем огромное наслаждение, слушая грибоедовский вальс

Ученица  исполняет вальс Грибоедова. Пары вальсируют по залу.

Далее чтецы продолжают на фоне музыки

№ 5 : Вот как вспоминает известный актер того времени П.А. Каратыгин о музыкальном даровании писателя: «…Грибоедов часто бывал у нас в доме…Кроме его остроумной беседы, любил я слушать великолепную игру на фортепиано…Сядет он, бывало, к инструменту и начнет фантазировать…Сколько было тут вкуса, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые компазиторы»

Звучит «Лунная соната» Бетховена

№ 4 : Интересны и воспоминания Смирнова, дальнего родственника Грибоедова и, кстати, первого собирателя материалов о его жизни и творчестве: «Остановившись в Твери, в доме сестры телохранителя, Грибоедов, к счастью и к несчастью, войдя в комнату, увидел фортепиано – девять битых часов его не могли оторвать от инструмента».

№ 6 : Однако целью всей жизни Грибоедова было служение Отечеству. Он считал: чем образованнее человек, тем он больше может быть полезен для общества. Из письма Грибоедова (неизвестному) от 18 ноября 1820 года (перевод):

Учащийся (Грибоедов): «Знания, которыми я обладаю, сводятся к владению языками: славянским и русским, латинским, французским, английским, немецким. В бытность мою в Персии изучал я персидский и арабский. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, еще хочет быть полезен обществу, еще весьма недостаточно иметь несколько разных слов для одной идеи…Чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему Отечеству».

№ 8: Письма Грибоедова самому близкому другу С.Н. Бегичеву помогают понять понять его неудовлетворенность жизнью, невозможность осуществления высоких мечтаний. Здесь и размышления о славе,, и яркая характеристика окружающего общества, и понимание многих причин существующего положения.

         Из письма от 4 января 1825 года

Учащийся (Грибоедов): «Вчера я обедал со всею сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен и мелких душишек…Ты завешь меня в деревню. Коли не теперь, не нынешним летом, так верно со временем у тебя поищу прибежища, не от бурей, не от угрызающих скорбей, но решительно от пустоты душевной. Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!»

Учащийся читает монолог Чацкого «А судьи кто?»

Учащийся (Грибоедов): Из письма от 9 декабря 1826 года: «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»

№ 7: «В краю вечных снегов» - вот главное. Эти же мысли, эти же высказывания, эти же настроения и в других письмах. Они не случайны.

На фоне музыки Бетховена

№ 9 : Грибоедов много размышлял о причинах неудачи восстания декабристов. Он, как и Пушкин, сумел понять трагическое противоречие своей эпохи…И в этом проявилась его гениальность.

         Не случайно в одном из писем он просит Бегичева прислать ему новое произведение Пушкина, еще не напечатанное, - трагедию «Борис Годунов». Очевидно, именно в это время в период осмысления причин поражения декабристского восстания, его заинтересовала пушкинская трактовка исторических событий, пушкинское понимание роли народа в истории.

         К идеалам декабристов, самым возвышенным, передовым идеалам своей эпохи, Грибоедов относился с огромным сочуствием. Эти идеалы близки ему, и лучшее доказательство – образ Чацкого

Учащийся  читает монолог Чацкого «С кем был! Куда меня закинула судьба!»

 На фоне музыки

№ 8 : Действительно, идеалы декабристов были близки Грибоедову. Но попытку осуществления этих идеалов, восстание 14 декабря, он воспринимал за «экзальтацию». Известно, что сразу же после восстания Грибоедов был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Более трех месяцев его держали под арестом, но доказать его причастность к какому-либо из тайных обществ не смогли, отчасти благодаря тому, что генерал Ермолов успел предупредить Грибоедова об аресте и тот уничтожил компрометирующие его письма и бумаги. Грибоедова освободили. Он был близким другом Рылеева, Бестужева, Одоевского, Кюхельбекера.

№ 8: В 1826 году он написал стихотворение «Освобождение», в котором слышится радость от того, что вновь обрел свободу, вместе с тем мы слышим страдания, горечь утрат, чувство одиночества.

№ 7 : Луг шелковый, мирный лес!

Сквозь колеблемые своды

Ясная лазурь небес!

Тихо плещущие воды!

Мне ль возвращены назад

Все очарованья ваши?

Снова ль черпаю из чаши

Нескудеющих отрад?

Будто сладостно – душистый

В воздух пролилась струя;

Снова упиваюсь я

Вольностью и негой чистой.

Но где друг?.. Но я один!..

Но давно ль, как приведенье, Предстоял очам моим

Вестник зла? Я мчался с ним

В дальний край на заточенье.

Окрест дикие места,

Снег пушится под ногами;

Горе скованы уста, Руки тяжкими цепями.

№ 9: Последние свои годы Грибоедов провел на Кавказе. Пушкин так писал об этой поре его жизни: «Совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником…Не зная ничего завиднее последних годов бурной его жизни».

         Среди причин возвращения на Кавказ – и желание быть дальше от Петербурга, чувствовать себя свободнее, и стремление облегчить участь друзей – декабристов. В этих целях он использовал и свое влияние на Паскевича, нового командующего русской армией на Кавказе, сменившего Ермолова (Паскевич был любимцем царя и родственником Грибоедова) и дружеские отношения со многими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных декабристов, и прямую помощь им и участием, и делами.

№8: Из письма Грибоедова от 3 декабря 1828 года из Тавриза Паскевичу мы узнаем, какую роль сыграл писатель в судьбе Одоевского.

Учащийся (Грибоедов): «Теперь без дальних предисловий, просто бросаюсь к вам в ноги…Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского».

№ 7 : Одоевский из Сибири был переведен на Кавказ.

В зале медленно гаснет свет, зажигаются свечи, снова звучит музыка Грибоедова. К журнальному столику с репродукцией Нины Чавчавадзе подсаживается ученица в бальном платье

Звучит вальс Грибоедова

№ 10: Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки.

Учащийся (Грибоедов): «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы, Ахвердовой, за столом сидел протии Нины Чавчавадзе…все глядел на нее, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола (молодой человек встает, подходит к девушке, берет ее за руку), я взял ее за руку и сказал ей: «Venez, avecmoi, jaiquelquechoseavousdire». (Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать Вам). Она послушалась меня как и всегда, верно думала, что я ее усажу за фортепиано, вышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке…нас благословили…

Снова звучит музыка, молодые люди вальсируют по залу.

№ 9 : Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке.

Учащаяся  (Н. Чавчавадзе): Вот строки его последнего письма: «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить…чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой,и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Звучит музыка Бетховен Симфония №5

№ 11: 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

         Жуткую Катину смерти Грибоедова рисует в главе XII романа «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянов: «Вазир-Мухтар продолжал существовать. Кебабчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз. Кебабчи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.

Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожаях. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Вазир-Мухтар существовал.

Правую руку с круглым перстнем тащил, крепко и дружески пожимая ее единственной левой рукой, лот-вор. Он поднималее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскутка золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.

Сам же Вазир-Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили, смеялись, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.

Вазир-Мухтар существовал. В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

Учащаяся ( Н. Чавчавадзе): На памятнике, который установила на могиле вдова Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?» (надевает черную накидку)

№ 11: Нина Александровна долгую жизнь, но оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.

Звучит музыка Бетховена

Учитель читает стихотворение Б. Окуджавы:

 Цинандальского парка осенняя дрожь.

Непредвиденный дождь. Затяжной

В этот парк я с недавнего времени вхож –

Мы почти породнились с княжной

Петухи в Цинандали кричат до зари:

То ли празднуют, то ли грустят.

Острословов очкастых не любят цари, -

Бог простит, а они не простят.

Петухи в Цинандали пророчат восход,

И под этот заманчивый крик

Грибоедов, как после венчанья, идет

По Аллее Любви напрямик,

Словно вовсе и не было дикой толпы

И ему еще можно пожить,

Словно и не его под скрипенье арбы

На Мтацминду везли хоронить;

Словно женщина эта – еще не вдова,

И как будто бы ей ни к чему

На гранитном надгробье проплакать слова

Смерти, горю, любви и уму;

Словно верит она  в петушиный маневр,

Как поэт торопливый – в строку…

Нет, княжна, я воспитан на лучший манер

И солгать вам, княжна, не могу,

И прощенья прошу за неловкость свою…

Но когда б вы представить могли,

Как прекрасно – упасть, и погибнуть в бою,

И воскреснуть, поднявшись с земли!

И, срывая очки, как винтовку, с плеча,

И уже позабыв о себе,

 Прокричать про любовь навсегда, сгоряча

Прямо в рожу орущей толпе!

Каждый куст в парке княжеском мнит о себе.

Но над Персией – гуще гроза.

И спешит Грибоедов навстречу судьбе,

Близоруко прищурив глаза.

№ 10: Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

         В записках барона К.К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха, для усмирения толпы, пришли, когда «все было кончено», очевидно, именно таким был приказ.

№ 11: «…Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекали народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев.  Когда толпа теснилась у ворот…один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп шахский майдан (или дворцовую площадь), куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую  мусульманскую кровь. От слов перешло скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови…Говорят, что Грибоедов был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха, для усмирения народа…

Но что в моих глазах ставит Грибоедова выше всех его литературных заслуг, как велики они были, это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке…Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения… »

№ 1: Известие о смерти Грибоедова, посла в Персии, известнейшего писателя, не вызвало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее здесь было удовлетворение, что избавились от еще одного вольнодумца. Характерно в этом плане отношение министра иностранных дел командующему Кавказским корпусом.»При сем горестном событии его величеству отрадна была бы уверенность, что шах персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловеческому замыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведения свое с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской…»

Этим царь перечеркивал всю дипломатическую деятельность Грибоедова, его способности государственного деятеля, его большие заслуги перед Россией.

№ 11: «И мало-помалу, - пишет Ю. Тынянов в своем романе, - Вазир-Мухтар обратился в цифры. Потому что все имеет свою цену, и есть также цена крови.

Паскевич потребовал, по совету Елизы, чтобы уплатил за него Петербург: Настасье Федоровне 30000 – единовременно, потому что по закону наследницей Вазир – Мухтара она не являлась, а выплатить можно было бы якобы за часть разграбленного в Тегеране добра, и Нине по 1000 червонцев в год пенсиону как шестую часть жалованья покойного мужа.

Нессельрод поехал к министру финансов Канкрину, побеседовали и решили, чтоб было и великодушно и не столь дорого. Обеим, и матери и вдове, отпускалось по 30000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5000 ассигнациями. Старухе оставалось жить не долго, получалась экономия.

…В Персии тоже занимались Вазир-Мухтаром. Посоветовавшись, решили в Тегеране (а Тебриз подтвердил) послать в Петербург Хозрева Мирзу (с выкупом)… Выкуп был из Хазнэ Фетх-Алишаха драгоценный бриллиант, по имени Надир-Шах, а сундуктар (казначей) повез его в подарок императору».

Учащийся:  Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию.

Для слова и Релеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю.

            Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет, Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

Звучит вальс Грибоедова

Инсценирование учащимися   отрывка из комедии «Горе от ума»

№2:  А.С Грибоедов – человек, щедро одоренный от природы, знавший несколько европейских и восточных языков, сочетавший в себе талант дипломата, исполнителя – музыканта, композитора и писателя. Как комета промелькнул над Россией и «сияньем облил страну родную»

Учитель: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни, сама смерть, постигшая его посреди смелого неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного, она была мгновенна и прекрасна» А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»

Вот и все… Литературная гостиная закрыта. А дома – вы напишете размышления о писателе, музыканте, человеке, отдавшего жизнь России…

О. В. Мутыгулина, МБОУ ПГО "СОШ №4", г. Полевской, Свердловская область