PDF Печать E-mail
§6.3 Особенности художественной культуры майя

Многих успехов достигла цивилизация народов майя. За пять-шесть веков до покорения ее испанскими завоевателями майя изо­брели солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейцев начали использовать в математи­ке понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, создали развитую иероглифическую письменность. Ис­кусство народов майя достигло невиданной изысканности и совер­шенства.

    Одним из самых красноречивых свидетельств высокого уровня этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в не­проходимых джунглях Центральной Америки. 
К достижениям архитектуры следует  до­бавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцвет­ные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные украшения, а также замечательные изделия, выполненные в техни­ке резьбы по дереву, кости и перламутру. 
   Происхождение цивилизации майя окутано тайнами. Ее появле­ние относится к рубежу нашей эры, а бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX столетия замерли ее величест­венные города, опустели дворцы, на широких площадях смолкло эхо человеческих голосов. 
Кажется, о гибели именно этой цивилиза­ции образно писал А. А. Блок: 
Так явственно из глубины веков                    Забытый гул погибших городов

Пытливый ум готовит к возрожденью        И бытия возвратное движенье...

  Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. Существует множество версий: земле­трясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодород­ных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны... 
  Из памятников художественной культуры майя лучше всего со­хранились произведения архитектуры. В них поражает удивительное чувство пропорций, монументальность, многообразие архитектур­ных форм. Это не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. 
   В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располага­лись на всех четырех сторонах пирамиды. 
Одна из вершин зодчества майя — девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе  Чичен-Ица на территории современной Мек­сики. Это был Главный храм города. На высоту двадцати метров под­нимался он над окружающей местностью и определял архитектур­ный силуэт города. Взору человека, находящегося в любой его точ­ке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение. 

К каждой из четырех сторон пирамиды вела лестница,  состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число  "364". Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число "365", равное количеству дней в солнечном году.  Девять ступеней террас, разделенных лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов. 

Не менее своеобразны так называемые  "стадио­ны"— здания с площадками для культовой игры в мяч. Это две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу, между ними помещалась площадка для игры. Участни­кам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступня­ми ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. По­беждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располага­лись на вершинах двух стен, куда они поднимались по лестницам, расположенным с внешней их стороны.

  Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, определяемый культом обожествляемого правителя и его предков. Особенно ярко он проявился в произ­ведениях скульптуры. 
  . Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности прави­теля или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, го­ловного убора и атрибутов власти. 
Правитель майя чаще всего представал в военных сценах в виде иде­ализированного, неподвижно застывшего человека,  лишенного чувств и особенностей характера. Его ли­цо было равнодушно и спокойно величаво. Покорен­ным пленникам оно внушало трепет и страх. В отли­чие от правителя, им ведомы были человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение...  Изображение правителя сопро­вождалось коротким иероглифическим текстом,  содержащим ин­формацию о рождении, правлении, военных победах и других успе­хах.

    Художественная культура народов майя не исчезла бесследно, она оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох и внесла существенный вклад в сокровищницу миро­вого искусства.

Задание для самостоятельной работы: 1.Каковы культурные достижения народов майя? 2.В чем проявились характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область