PDF Печать E-mail
§2.2 Мировое Древо как отражение единства мира.

 

Язык искусства универсален,  а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира.  Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой  сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали устройство  Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.

      Одним из ключевых образов искусства выступает «Мировое Древо», воплотившее универсальную концепцию многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел свое отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства (в живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

     Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии. По представлениям любого из древнейших народов, мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. (Вспомните известные вам картины мироздания в античной мифологии и в Библии).

  Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется  с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги). С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.

Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.

Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На  памятном  камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

 В "Старшей Эдде" (Xв.)-замечательном памятнике древнеисландского эпоса представлена картина мироустройства. В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог  Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять  миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:

 ...Помню девять миров    и девять корней

    и древо предела,   еще не проросшее.

     В начале времен,  не было в мире

    ни песка, ни моря,   земли еще не было  и небосвода,

    бездна зияла,   трава не росла.

Солнце не ведало,   где его дом, 

звезды не ведали,   где им сиять,

    месяц не ведал   мощи своей.

   Ясень я знаю  по имени Иггдрасиль,

    древо, омытое  влагою мутной;

    росы с него   на долы нисходят;

    над источником Урд   зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются  три "девы судьбы" - норны.

    Мудрые девы  оттуда возникли,   судьбы судили, жизнь выбирали

    детям людей,  жребий готовят.

Вëльва видит все: небесное и земное царства, преисподнюю Хель, где дракон грызет трупы тех, кто нарушал клятвы, соблазнял чужих жен, совершал подлые убийства. Наконец, вëльва  прорицает и грядущую гибель богов.

Интересно отметить, что в других песнях "Старшей Эдды" содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар "огненного мира". Иней таял от жара, и то него возникло первое существо - великан Имир. Боги, живущие в кроне Мирового Древа, убили Имира, а из его тела создали мир. Череп великана стал небом, плоть - землей, кровь - морем, кости - горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки - источники судьбы человека, его ветви объедают четыре оленя - символизирующие четыре стороны света.

     Свои представления  о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд ,  совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: "А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"

В вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы  повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный  и духовный мир:

 И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

 Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

Варианты заданий для самостоятельной работы:

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

Попробуйте нарисовать Мировое Древо и объясните особенности его строения.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область