PDF Печать E-mail
Соотношение понятий "цивилизация" и "культура".

 

«Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за не¬сколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Обильные слёзы струились у меня из глаз, когда я думал об этом, и не раз недоумевал я, почему провидение губит свои же творения, бросает их на произвол судьбы, оставляет без всякой поддержки и делает столь безнадёжно несчастными, повергает в такое отчаяние, что едва ли можно быть признательным за такую жизнь».

Вы, вероятно, узнали отрывок из замечательной книги французского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719 году. Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни.                               

 Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»

      Итак, что же такое цивилизация? На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значениях.  Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина, противоположным варварству и дикости.  Позднее, в XVII-XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием.

Отношение человечества к достижениям цивилизации было неоднозначным. Выдающиеся просветители 18 века (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей "естественного человека", воспитанного вдали от города, на лоне природы. По из мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми, но, напротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную развращенность.

Отрицание научно-технического прогресса, "машинной" цивилизации, характерно и для мыслителей 20 века. Поэт М.Волошин в цикле стихов "Путями Каина" говорит о губительном воздействии подобной цивилизации на душу человека:

Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек такая же машина,

Что бытие определяет дух,

Что гений - вырожденье, что культура

Увеличение числа потребностей,

Что идеал -

Благополучие и сытость...

   Итак, под «цивилизацией» обычно понимают уровень материального и духовного развития общества. Цивилизация, направленная на удовлетворение практических нужд и духовных запросов общества, играет прогрессивную роль, обеспечивая улучшение жизненного существования человека.

    Теперь необходимо определить другое важное для нас понятие -«культура».  С незапамятных времён оно восходило к слову «культ», то есть «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать.

Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.

  Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание». Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.

  У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.

 У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и искусств.

 В XIX веке, что свидетельствует из словаря В.И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образование умственное и нравственное».

        Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толкований. Например:

    уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности;

   наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

  просвещенность, образованность, начитанность;

выращивание, культивирование какого-либо растения.

   В широком смысле слова под культурой понимают совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни и в узком смысле, имеют в виду культуру духовную.

    Как видим, понятия «цивилизация» и «культура» имеют много общего. В настоящее время они часто употребляются как синонимы. Но между ними существуют и различия.

   Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура», которая всегда развивается в русле цивилизации. По сравнению с цивилизацией, культура обладает относительной самостоятельностью. Это проявляется в том, что культура способна жить даже после исчезновения породившей её цивилизации. Вот почему цивилизация - понятие временное, а культура - общечеловеческое. Давно не существует цивилизаций загадочной Атлантиды и Месопотамии, древних египтян и греков, а выдающиеся произведения культуры этих исчезнувших цивилизаций по-прежнему вызывают наше восхищение и интерес.

Если цивилизация связана с прогрессивным овладением и использованием природных богатств, то культура- с "возделыванием", "взращиванием" души человека, воспитанием в нем определенного поведения и мышления. В отличии от цивилизации, культура направлена на развитие духовных начал в человеке и связана с удовлетворением его духовных запросов, проявлением творческих возможностей (образование, достижения науки, искусства и т.д.).

§1.2 Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей. Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

   Цивилизованный человек сегодня - это культурный человек, обладающий планетарным, глобальным мышлением. Главным признаком культурного человека являются его способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать и усваивать это богатство.

  Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению?

Во-первых, человека образованного - способного к длительному и целенаправленно-му приобретению знаний. Во-вторых, умеющего владеть собой - собранного, внутренне организованного. И в-третьих, нравственного - поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.

  Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.).  

Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу стремительного потока бурной реки.

«- Учитель, - прервал молчание один из юношей, - Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!

-Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет из-под земли, расскажу...

-Учитель, в чём видите Вы добродетель? Что вмещает у Вас это... признаться, довольно сложное понятие?

-Да, конечно, - воскликнул Конфуций. - Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя - оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается ещё и в том, чтобы

младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям...

-Учитель! - молвил один из молодых людей. - Как Вы понимаете, что такое «благородство»?

-Благородный человек тот, - отвечал Конфуций, - кто ставит долг на первое место...Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом...

-Наставник, ответьте, что значит способность к познанию?

Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:

-Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения... но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению... Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания... Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!

Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».

Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот разговор для молодых юношей?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое культура и цивилизация? Каково соотношение этих понятий? В чем причина существования множества определений понятия "культура"? Как вы думаете, почему слово "цивилизация" часто выступает синонимом культуры? Приведите примеры исчезнувших цивилизаций. Расскажите о них.

2.Расскажите о трудностях существования человека вне цивилизации на примере известных вам книг ("Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" Д.Дефо, "Книга джунглей" Р.Киплинга, "Таинственный остров" Ж.Верна и др.). Каким образом герои преодолевали трудности, и, как, по их мнению, должен быть устроен мир, необходимый человеку?

3.Сопоставьте образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона и китайского мыслителя Конфуция. Что между ними общего и в чем различия? Что значит быть культурным и цивилизованным человеком сегодня? Назовите  людей (политических деятелей, ученых, людей искусства), которых вы считаете таковыми. Поясните свой выбор.

4. Символом культурного человека эпохи Возрождения стала универсальная, всесторонне развитая личность (homo universale). Подготовьте сообщение о жизни и творчестве Леонардо да Винчи - титане эпохи Возрождения.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область