PDF Печать E-mail
Святые и святость

 

  Идеал Человека нашел свое художественное воплощение в образах святых-людях высокого духа и праведности, прославивших себя служением Богу. Считалось, что в святых выразился замысел Иисуса Христа об идеальном человеке, способном, как и он, принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. Действительно, как утверждали служители церкви, "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Святые рассматривались церковью как посредники между Богом и людьми, заступники и ходатаи перед Ним.

     Сила их воздействия на умы и сердца людей была настолько велика, что они стремились хотя бы приблизиться к ним, постичь тайны их святости, донести до них свои молитвы. В народе старались сберечь память о святых, каждый свой поступок, каждое произнесенное слово осмысливали в соответствии с их земной жизнью. По крупицам собирали о них сведения, а после смерти и причисления к лику святых из поколения в поколение, из уст в уста передавали все известное об их праведных деяниях.

    К кому же из святых чаще всего обращался с молитвами верующий человек? На кого же уповал он в трудные минуты жизни? Прежде всего это были первые мученики, погибшие или пострадавшие за веру еще во времена гонений христиан. На потеху толпы их травили дикими зверями в цирках, сжигали заживо на кострах, распинали на крестах...

Ликует Рим в языческом веселье,                     И вновь ведут на новое мученье

Заполнены трибуны неспроста.                  Того, кто стар, и кто кричаще юн.

Выводят на арену Колизея                             И всех приговоренных на съеденье

Служителей распятого Христа.                       По одному бросают ко зверью.

 Патриции, изяществом блистая,                Но тихий отрок, сам идя на муки,

Не драли горло в непотребном "бис",       Перекрестился, слыша грозный рык,

Не тыкали в страдающих перстами,     Прижал к груди крестообразно руки,

Достойно опускали пальцы вниз.                На небо поднял просветленный лик.

 Наверное, большое наслажденье          Блаженны Вы, невинные страдальцы

Испытывал народ от этих встреч              Молитесь Богу день и ночь за нас.

И тех, кто обречен на усеченье,                     Наверняка опущенные пальцы

Согласно знаку поядает меч.                        Готовит нам уже грядущий час...          

О воины, почто забыта слава,                       Ликует Рим в языческом веселье,

      Вчера герои, нынче палачи.                     Заполнены трибуны неспроста.

   Всех потешая зрелищем кровавым,               Выводят на арену Колизея

   О беззащитных тупите мечи.                     Служителей распятого Христа.

                                                                   Иеромонах Роман

         Христианская церковь первыми святыми считает апостолов Петра и Павла, а также мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Они освятили своей кровью христианскую веру, были казнены, но не отреклись, не отступились от Бога.

     Западноевропейское искусство представлено множеством прославленных шедевров, запечатлевших облик наиболее почитаемых в народе святых. Среди них особо следует  выделить Святого Себастьяна, к образу которого обращались лучшие художники: А.Мессина, А.Мантенья, С.Боттичелли, Тициан, П.Перуджино.

        Что мы знаем о его праведной жизни? Очень немногое. Рассказывают, что святой Себастьян, живший в III веке, был начальником императорской гвардии и тайно исповедовал христианство. Когда же это стало известно, был отдан приказ пронзить его стрелами. Думая, что Себастьян мертв, палачи оставили его одного. Однако раны оказались не смертельными. Согласно легенде, он был излечен и вновь предстал перед императором с новыми доказательствами своей веры. На этот раз он был до смерти забит камнями и дубинками, а затем брошен в сточные воды канала.

Образ этого римского воина и стойкого христианина становится излюбленным в творчестве художников итальянского Возрождения. Каждого их них привлекала тема стойкости человеческого духа.

В картине А.Мантенья святой Себастьян изображен привязанным к колонне античной арки. Солдаты-мучители уже ушли. Его тело, скорченное от боли, пронзило множество стрел. Лицо, обрамленное завитками черных волос, искажено страданием. Безусловно, перед нами идеальный человек, прекрасный телом и духом, полный силы и мужества.

Иначе, в лирическом ключе, запечатлел святого мученика С.Боттичелли (1474г.). Его фигура одиноко возвышается над городом, выражая полное безразличие к окружающему миру. Тело Себастьяна пронзило несколько стрел, но его задумчивое лицо спокойно. На нем выражение скорбного удивления и грусти. Даже связанные за спиной руки воспринимаются как непринужденный жест глубокого раздумья.

Художник Тициан дважды обращался к образу святого Себастьяна. Картина в Эрмитаже (1575 г.) - одно из последних произведений великого мастера. Неровным, беспокойным светом, исходящим от горящего рядом костра, освещена фигура. (По одной из версий, он был сожжен на костре). У ног клубится дым, он медленно поднимается вверх. Кажется, с гибелью героя наступит трагическое крушение мира. Но не безнадежность и отчаяние передает здесь художник. Главное - неукротимость его духа, вера и величие человека. Этот прекрасный юноша действительно смело и с достоинством противостоит злу. Как неизбежное, воспринимает он приближающуюся смерть. Он мужественно и невозмутимо спокоен. Выражение его страдальческого лица обращено к небесам, к Богу...

       На Руси также почитали многих святых, но были среди них особо любимые и чтимые народом. Это были те, кто «просиял на русской земле», на кого, моля о защите, веками уповала Русь.

     Князья Борис и Глеб- первые святые, канонизированные русской церковью. Они были сыновьями киевского князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. Борис и Глеб были убиты по приказу их брата Святополка, захватившего киевский престол. Они не только не противились брату, но добровольно пошли навстречу гибели, мужественно и смиренно приняв смерть. Упоминания о них встречаются в «Повести временных лет», их житие излагается в «Сказании о Борисе и Глебе». Жизнь святых Бориса и Глеба являет пример смирения, незлобия и кротости. В дни междоусобицы за княжеский престол, когда Русь еще только начинала проникаться новой верой, они осуществили христианскую заповедь любви к людям.    

    Страдание и кротость, непротивление злу насилием - близкие душе русского человека, запечатлены на многочисленных иконах древнерусскими мастерами. В народе их чтили как целителей, воинов-заступников, оберегающих Русь.      

      Рассказывают, что они являлись в видениях накануне сражения в Невской битве в 1240 году, с ними связывали победу на Куликовском поле. Вот почему русские иконописцы изображали их в облике воинов-всадников.     

    Вглядитесь в икону " Св.Борис и Св.Глеб" (14век, ГТГ, Москва). Торжественно восседают они на конях, как будто парящих над земной твердью, над вершинами зелено-золотистых горок. Одетые в княжеские одежды оранжевого и зеленого цвета, они держат в руках развевающиеся воинские стяги. Но  не воинской доблестью воодушевлены их лица. Кроткое спокойствие, готовность пойти навстречу неведомому, пусть даже смерти, отражают их лики, озаренные вспышками света. Их праведный путь благословляет Иисус Христос, изображенный справа в небесном сегменте.

Задания для самостоятельной работы.

1.Что вам известно о наиболее почитаемых и любимых в народе святых: апостолах Петре и Павле, четырех евангелистах, Андрее Первозванном, Николае Чудотворце, Сергии Радонежском, С.Саровском? Почему именно к ним обращался человек с молитвами о помощи? Из каких художественных произведений вы узнали об их праведной жизни?

2.Сопоставьте живописные произведения художников итальянского Возрождения, запечатлевших образ святого Себастьяна (например, А.Мантенья, А.Мессина, С.Боттичелли, Тициана). Как в них воплощена идея мучительного выбора между верой и страданием?

3.Первых русских святых Бориса и Глеба называют "страстотерпцами". Что, по-вашему, означает это слово? Познакомьтесь с литературными источниками о житии Бориса и Глеба ("Повестью временных лет", "Сказанием о Борисе и Глебе"). Какое воплощение нашли образы этих святых в произведениях изобразительного искусства?

4. Среди почитаемых русской церковью святых особое место принадлежит юродивым. Считалось, что юродивые - это люди "от народа", которые поступают праведно, по совести. Обратитесь к произведениям искусства, в которых звучит тема юродства (храму Василия Блаженного на Красной площади, картине В.Сурикова "Боярыня Морозова", плачу Юродивого в финале оперы М.Мусоргского "Борис Годунов"). В чем особенность художественного воплощения этой темы в произведениях искусства?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область