PDF Печать E-mail
Идеал Человека в религиях мира.

 

  Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Одни верят в Бога, другие - в то, что он не существует.

   История мировой художественной культуры не раз представляла возможность убедиться в том,  какая  высокая роль отводилась в ней Богу. В произведениях  искусства нашли отражения нетленные человеческие ценности: победа света над тьмой, истины над ложью, добра над злом. В глубоком стремлении передать душу человека, его идеальные представления  о мире художники раскрывали торжество бессмертия над тлением, радость перехода из временной земной жизни в вечную, божественную.

  Взаимоотношения Бога и Человека всегда были сложными, а порой противоречивыми. Иногда по-детски радостно, иногда благоговейно и смиренно, а иногда трагически воплощались они в произведениях искусства. В каждом из них свое представление о Божественном идеале.

Я Бога жаждал — и не знал;                        Ты — голос бури, Ты — эфир, 

Еще не верил, но, любя,                                   Ты — мысль поэта, Ты — звезда...

Пока рассудком отрицал, —                         Пока живу — Тебе молюсь,

Я сердцем чувствовал Тебя.                         Тебя люблю, дышу Тобой, - 

И ты открылся мне: Ты — мир.               писал Д.С.Мережковский, поэт 20 века.

Ты — всё. Ты — небо и вода,                              

  Действительно, Бог открывался человеку множество раз. В различные времена представители разных народов воспринимали его по-разному. В каждой культуре создавался свой, особый язык общения с Богом. Обратимся к одной из древнейших религий мира - буддизму и посмотрим, как в ней выразился Божественный идеал.

  Своё название буддийская  религия получила от её основателя  Будды, жившего в Индии в VI-V вв. до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал особую культурную цивилизацию, отразившую множество традиций народов, исповедующих эту религию. Изображение Будды в искусстве прошло длительный путь и выработало определенный художественный канон.

  В раннем искусстве изображения Будды в человеческом облике не встречались. Будду и его учение воплощали в образах священного дерева бодхи, под которым он достиг Просветления, трона Будды, Колеса Закона, отпечатков ступней ног, символизирующих уход Великого Учителя за пределы земной жизни. Первоначально основы буддизма увековечивали в монументальном искусстве: в колоннах с высеченными указами Правителя, в ступах - мемориальных, погребальных сооружениях и в пещерных храмах, где хранились реликвии (священные предметы) самого Будды.

   Лишь к началу новой эры Будду  стали изображать в облике человека. Его образ приобретает черты древнегреческой скульптуры. Это связано с тем, что греки с времен Александра Македонского имели свои владения в Индии. Прообразом зримого облика Будды послужили статуи олимпийского бога Аполлона. И все-таки его скульптурные изображения со временем начинают приобретать более национальные черты. Тогда же сформировалась и система мудр, передающая этапы священного пути Правителя через особое положение рук, ладоней и пальцев.

  Образ Будды – это не только предмет поклонения, но и идеальный образ Человека. Отрешенность от мира претворена в образе удивительной красоты и спокойствия. Изображению лица Будды  придавалось особое значение. Одухотворенное, загадочное, непроницаемое, оно изображало идею обретения нирваны (состояния полноты внутреннего блаженства,  удовлетворённости и отсутствия желаний). Оно выражало отрешенность от земных забот, отличалось правильностью, соразмерностью и пропорциональностью черт.

  Главная задача, стоящая перед ваятелями, заключалась в передаче гипнотического эффекта воздействия на зрителя. Вот мы видим его сидящим на цветке лотоса. Он спокоен, безмятежен, его не тревожит мир страстей, желаний, жизненных бурь и невзгод. Для обычного человека он кажется далеким и недосягаемым. Но приглядитесь повнимательнее, и вы наверняка увидите и почувствуете за этими спокойными и неподвижными чертами сильные страсти и эмоции. Его глаза закрыты, но они излучают огромную силу духа, а весь образ наполнен колоссальной жизненной энергией.

  Художественный канон разрешал изображать Будду стоящим, сидящим или лежащим. Стоящий или идущий Будда  обязательно обращен лицом  к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды. Сидящий Будда символизирует достижение Просветления, ладони и пальцы его рук сложены в одном из ритуальных жестов.  Будда, лежащий в нирване на правом боку, положил под голову правую руку. Это умирающий Будда, вот почему вокруг него множество скорбящих в неутешном горе фигур. И все-таки он не выглядит усопшим, он как будто спит или отдыхает, только застывшие складки одеяний свидетельствуют о смерти. Образ Будды, много раз воспроизведенный в камне, мраморе и бронзе, воплощает тридцать два признака совершенства, главными из которых являются удлиненные мочки ушей -знак благородного происхождения основателя буддизма, выступ на темени - символ божественной мудрости, родимый знак на лбу, миндалевидные глаза и т.д.

  Будда всемогущ и многолик. Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам с врой в Аллаха, то существует огромное количество Будд, проживающих множество жизней. Есть Будды прошлого, настоящего и будущего, есть группа в тысячу Будд.

  В средневековой Индии, где проповедовалась одна из крупнейших религий мира -индуизм, почиталась божественная  триада во главе с Брахмой, Вишну-хранителем мира и Шивой, олицетворяющим движение жизни в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Суровые и гневные каменные божества, изображенные в фантастическом облике многоголовых и многоруких существ, спокойно взирают из таинственного полумрака...

  Широко известно изображение Шивы - космического царя танцев, который осуществляет круговращение Вселенной, изображенной в виде ореола с язычками пламени. Он стоит на одной, чуть согнутой в колене правой ноге, левая его нога грациозно выставлена вперед. Многочисленные косички прически разлетелись в  танце, его улыбка спокойна, взгляд внимателен. Танцуя, он движет миром и в танце побеждает своего врага-демона тьмы и незнания, что означает уничтожение всего старого и открытие нового цикла жизни. Бронзовая фигура Шивы символична: барабанчик в правой руке символизирует космический ритм, огонь в левой -олицетворяет разрушение. Жест четырех рук также имеет определенный смысл, символизирующий сверхъестественные силы.

  Всемирно известно монументальное изображение трехликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта. Величественное божество, одновременно воплощающее силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастает из огромной каменной глыбы. Масштабы этой фигуры и сегодня ошеломляют зрителей. Высота одних только голов достигает шести метров, а скрытое в камне туловище предлагает нашему воображению домыслить все остальное. Грозное выражение трех ликов, смотрящих в разные стороны, производит неизгладимое впечатление.

  Христианское искусство также воплотило Божественный Идеал. На протяжении двух тысяч лет к имени и личности Иисуса Христа было приковано внимание значительной части человечества. Даже наше летоисчисление связывают с днем Его рождения. Вы уже много знаете о земной жизни и учении Христа, а поэтому обратимся к истокам художественного канона, воплотившего идеал "кроткого и смиренного сердцем" Человека.

  Известно, что первые христиане, преследуемые римскими властителями, вынуждены были скрываться в укромных местах, так называемых катакомбах -запутанных лабиринтах пещер, созданных во II-IVвв. для погребения усопших. Здесь, среди мрачного царства смерти, на стенах появились первые символические изображения христианской веры. Рыба, агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия, якорь, корабль, Добрый Пастырь (т.е.пастух) - вот наиболее частые христианские символы.

  Фигура Доброго Пастыря -аллегорическое изображение Христа - представлена во многих произведениях искусства. Чаще всего в них показан безбородый юноша с овечкой на плечах. Такое изображение вполне соответствовало словам Священного Писания: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец".

  В маленьком городе Равенна на севере Италии до наших дней сохранилось мозаичное изображение Христа в облике Доброго Пастыря. Он сидит в центре райского сада в окружении овечек, гуляющих по зеленой траве. Левой рукой он ласково прикасается к одной из них. На первый взгляд, в его облике нет ничего царственного. Но если приглядеться более внимательно, то вокруг головы можно заметить божественный нимб - символ святости. На нем золотой хитон с голубыми клавами (символами царской власти), поверх колен - плащ пурпурного цвета. Торжественно, как и подобает императору, он восседает на пригорке, как на троне. Одной рукой он придерживает крест - атрибут царской власти, напоминающий императорский посох.

  Обратите внимание на одну интересную деталь: рука пастыря тянется к овечке, а голова, как ни странно, обращена в другую сторону. Куда же устремлен его взор? Может быть, к другим стадам "овец Христовых", которые жаждут приобщиться к его учению.

  С VIII века изображения Христа в облике человека оказались под запретом церкви: это считалось пережитком поклонения языческим богам. Свыше ста лет средневековое искусство создавало символические орнаменты и пейзажи, животных и птиц. И все-таки в настоящее время таких росписей почти не сохранилось, т.к. большинство из них было уничтожено сторонниками христианской веры. Традиции изображения Христа в человеческом облике повсеместно восстанавливались в искусстве Западной Европы.

  Не менее своеобразно складывался художественный канон изображения Божественного Идеала в исламской религии. По-арабски "ислам" означает "покорность", "предание себя Богу".

Люди, исповедующие ислам,  называют себя мусульманами,  от слова «муслим», то есть «предавший себя Аллаху». Многобожию арабских племен (вере в небесные светила, камни, ручьи, деревья и т.д.) ислам противопоставил культ всемогущего Бога Аллаха. В одном их стихотворений А.С.Пушкина есть слова, в которых поэт выразил заветную мысль мусульманина о существовании единого и вечного Аллаха - творца всего сущего:

Зажег ты солнце во вселенной,      Он правит ветром; в знойный день

Да светит небу и земле...                  На небо насылает тучи;

Творцу молитесь; он могучий:         Дает земле древесну сень

   Основателем  мусульманской религии считается арабский купец Мухаммад (около 570-632 гг.) из города Мекки (ныне Саудовская Аравия). Он рано потерял родителей, рано познал нищету, в детстве пас скот, а в сорок лет начал проповедовать.  По представлениям мусульман, именно он явился посланником Аллаха, пророком, несущим людям божественное слово. После его смерти начатое им проповедничество продолжилось с триумфом. Ислам, исповедуемый третью человечества, стал одной из могущественных религий мира.

   Аллах! Он вечен и извечен,   он никогда не был рождён и  никогда не умрет. Он един. В Коране -священной книге мусульман - говорится: "И сказал Аллах: "Не берите двух Богов; ведь Бог - только один, и Меня бойтесь!"

  Но как же Он выглядит?   Ислам запрещает даже думать о том. Его нельзя представить не только в облике человека, но и в каком-нибудь другом образе. Более того,  в исламе запрещается изображение любого живого существа. В Коране сказано, что несчастье ждет того художника, который нарушит этот запрет Существует притча, согласно которой один художник спросил брата Пророка Мухаммада о том, может ли он рисовать животных? Мудрец ответил: "Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы".

    Поэтому в искусстве ислама получили широкое распространение различные виды орнамента  и каллиграфия (искусство красивого и чёткого письма) , символически  воплощающие религиозные воззрения мусульман. В оформлении культовых зданий получил развитие геометрический орнамент, состоящий из знаков и мотивов, имеющих религиозное значение. Так, например, слово "Аллах" обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематично выражали буквы этого арабского слова. Включенные в квадрат, они становились символом священного здания мусульман в Мекке - Каабы. Два пересеченных квадрата образовывали восьми лучевую  звезду - самый распространенный элемент исламской орнаментики. Треугольник означал "око" Бога, пятиугольник символизировал пять заповедей ислама: веру в единого Бога, пятикратную молитву, милостыню, пост и  паломничество в Мекку.

  Наряду с геометрическими узорами широкое распространение нашли и растительные мотивы. Особых высот достигло искусство каллиграфии. Художественно оформленное слово в виде надписи или графического символа украшает входы в мечети и дворцы, страницы книжных рукописей, узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла и металла.

Задания для самостоятельной работы.

1.Как представлен идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе?

Расскажите об особенностях его художественного воплощения в известных вам произведениях искусства.

Тест

1 вариант

1.Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. На нем изображали сидящим Будду. а) роза; б) лотос; в) лютик; г) орхидея.

2. Слово «Будда» буквально означает: а) начитанный; б) просветленный; в) уважаемый; г) умытый.

3. Какие из перечисленных религий относятся к основным мировым религиям: а) иудаизм б) буддизм в)синтоизм г) ислам  д) индуизм, е)христианство

4. Соотнесите  объекты с их принадлежностью  к религии.

1.

                                      2                           3  

А) христианство б)ислам  в) буддизм

5. Назовите священный город мусульман:  А) Багдад  б) Мекка   в) Самарканд

6. Добрый  Пастырь … а) юноша, пасущий овец б) аллегорическое изображение Христа в) проводник в горах

7. Допускается ли изображение живого существа в исламе? А) да  б) нет

2 вариант

1.Кем был Будда по своему происхождению? а) воином б) принцем; в) слугой;

2.  Укажите первые символические изображения христианской веры: а) рыба, б) агнец,  в) голубь, г) виноградная лоза, е) корабль, ж) все перечисленные

3. Каллиграфия — это: а) узор на ткани; б) искусство красивого и чёткого письма в) фреска;

4.Соотнесите  объекты с их принадлежностью  к религии.

     1.                                                  2.                                                3.

А) христианство б) ислам  в) буддизм

5. Что означает по-арабски "ислам" ? а) покой б) покорность в) послушание

6. Назвать священное здание мусульман в Мекке: а)  Арабеска  б) Кааба  в) Иероглиф

7. Как назывались укромные места, где скрывались первые христиане:  а) колодцы б) катакомбы  в) ущелья

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область