PDF Печать E-mail
§11.2 Человек эпохи Римской империи

 

Если в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная.

Пусть имена цветущих городов ласкают слух значительностью бренной.

Не город Рим живет среди веков, а место человека во вселенной.    О.Мандельштам

Может быть, впервые в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на высокий пьедестал. Не только в честь богов-покровителей воздвигались теперь мраморные статуи. Площади городов и провинций, общественные здания огромной столицы новой Римской империи отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы.

  Каков же он, человек этой эпохи?  Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до.н.э.): «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве, … всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества, и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах… он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»  ("Об обязанностях").

Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Августа (63 г. до.н.э.-14 г. н.э.) было воздвигнуто еще при жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в самых различных позах и одеждах, в различных государственных должностях. Одержавший множество военных побед, он выступает с речью перед войсками. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. В одних статуях он представлен во весь рост, а в других - торжественно восседающим на царском троне. Он отождествляется с римским богом войны Марсом или верховным богом Юпитером и имеет все их атрибуты. 

Юпитер, громы мечущий,- верим мы - царит на небе:

здесь на земле к богам причтется Август, покоривший Риму британцев и персов грозных,- с такими словами обращается к нему известный римский поэт Гораций (65-8 гг. до н.э.).

  В самом центре Рима, на одной из главных его площадей и сегодня возвышается величественная конная статуя императора Марка Аврелия (121-180), проповедовавшего отрешение от всех земных благ. В обществе его не случайно называли мыслителем и "философом на престоле". В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил свое мироощущение: "Время человеческой жизни - миг, ее сущность -вечное течение, ощущение -смутно,  строение всего тела -бренно, душа -неустойчива, судьба -загадочна, слава -недостоверна". (Из дневника "Наедине с собой".

  В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлен образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, торжественно восседает на коне. Спокойным  и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое мужественное лицо, обрамленное густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере человека, способного подчинить своей власти окружающих.

 В веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и захватнических кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племен. Вот почему в скульптурных портретах того времени все чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

   Подчеркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186-217) - одного из самых злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный исподлобья взгляд, массивный подбородок - все говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он описан и историками своего времени.

Крушение Римской империи было уже предопределено, приближалась новая эпоха, выдвинувшая иные требования к  человеку и обществу.

 Задания для самостоятельной работы

1.Почему в эпоху Римской империи человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал? Приведите примеры художественных произведений, в которых воплощен образ человека государственного и общественного.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область