PDF Печать E-mail
§ 9.5 Женщина-мать в искусстве XX века.

 

    Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись. К концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось.  

      Женские образы Федора Рокотова, как отражение в старинном тусклом зеркале, обольщают нас своей таинственностью, загадочностью.  "Портрет Александры Струйской".Как прелестное видение, возникает в тающей дымке Александра Струйская. Тончайшие цветовые сочетания, полутона: то серебристые – холодные, то теплые – втекающие, вплавленные друг в друга оттенки розового и серого, чуть сквозящий, а точнее – изнутри освещающий холст теплый красноватый подмалевок. Эта дымка, окутывающая фигуру, создает таинственность.

Ты помнишь, как из тьмы былого,          Ее глаза – как два тумана,

 Едва закутана в атлас,                           Полуулыбка, полуплач.

 С портрета Рокотова снова                 Ее глаза – как два обмана,

 Смотрела Струйская на нас?              Покрытых мглою неудач.

                                                                            ( Николай Заболоцкий).

    Женские образы, созданные Орестом  Кипренским, бесценная страница в истории русского искусства. Каждый из его портретов  покоряет невиданной ранее степенью проникновения в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, безупречным исполнительским мастерством.  «Портрет Е.П.Ростопчиной». В  пoртрете  Е.Ростопчиной господствует состояние одухотворенной тишины, сосредоточенного внимания.

 Женщина одета в скромное домашнее платье, глухой коричневый фон скрадывает контуры фигуры. Все внимание художника и зрителя приковано к ее нежному трепетному лицу, обрамленному легкой пеной кружев чепчика и воротника.

 В широко открытом невидящем взгляде, в кроткой улыбке, в заметном напряжении фигуры женщины, словно встрепенувшейся на чей-то зов, ощущается острота эмоционально-духовной жизни. Кипренский проникновенно передал затаенный драматизм, готовность к страданию, то состояние душевного порога, на котором находилась его героиня.

Портрет Д.Н. Хвостовой 1814 г. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой отличают спокойствие и умиротворённость. Перед зрителем жена, мать семейства, милая и обаятельная женщина. Детали костюма и обстановки модная в те годы жёлтая персидская шаль, воздушный кисейный воротник платья, золочёная спинка кресла выписаны удивительно тонко. Но наиболее привлекательны доброе, отзывчивое, немного печальное лицо героини и взгляд её тёплых, бархатистых глаз. Кипренский привносит в мир каноны нравственной чистоты, как бы заставляет нас оценить себя по ним, приглашая в мир, где нет лжи, где царит гармония и покой.

    В парадных портретах Карла Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи. Они нравятся нам по-другому, чем в те времена: мы не воспринимаем их слишком всерьез, в их роскошности есть что-то наивное, но тем-то они и привлекательны. На знаменитом полотне «Всадница» (1832 г.) изображены воспитанницы графини Ю. П. Самойловой Джованнина и Амацилия Паччини: старшая сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с восторгом смотрит на неё. Брюллов придал царственную позу молоденькой воспитаннице Самойловой, которая восседает на вороной лошади. В чертах ее лица есть ангельская отрешенность, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпке и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. Все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей. Перед нами — романтическое повествование об озорных и упоительных радостях юности.

       В противовес таким портретам в русском искусстве первой половины XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета.

Художники создают идеализированный образ женщины из народа.  Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры... уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы...»

     Он действительно почувствовал себя свободным художником, независимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» - множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

«На пашне. Весна» - на этой картине изображена босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё непрогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев - неоглядная русская даль...

   Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. Героиня уподоблена античной богине плодородия Флоре. Младенец на первом плане воспринимается символом материнства и плодородия. Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным (Первая половина 20-хгг.,ГТГ).

    А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, -«На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время летних полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте... В центре картины - женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты! -русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать...

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

 Нивы, покосы да ширь поднебесная –

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

 Жалит, щекочет, жужжит!

Слышится крик у соседней полосынъки,

Баба туда - растрепалися косыньки, -

Надо ребёнка качать!..

В.А.Тропинин "Кружевница".  В.Тропинин -мастер женских образов, написавший  несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду ( "Кружевница", «Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»). Он чтил красоту человека труда.  Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной. Художник  отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.

Павел Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Важное место в его творчестве заняли портреты.  "Вдовушка".

Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа- офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. Федотов заставляет зрителя задуматься о положении маленького человека, обречённого на нужду и лишения в крепостнической России. На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа, образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей. Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки осталось, кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты, гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и жестоком мире.

Задание для самостоятельной работы

1.Творчество какого художника вам особенно запомнилось?

Опишите по плану произведение одного их живописцев.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область