PDF Печать E-mail
Пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века в рамках курса «Диалоги о прекрасном»

 

Пояснительная записка

На втором году обучения по программе «Диалоги о прекрасном» педагог знакомит учащихся  с шедеврами русской живописи. Картины русских художников объединены в блоки по жанрам: пейзаж, портрет, бытовой и сказочный жанр, историческая картина. Каждый блок завершается итоговым уроком-игрой, на котором закрепляются особенности  данного жанра, подчеркивается своеобразие каждого художника, особенности композиции и цвета картины, вспоминается история создания картин.

Занятия строятся на основе диалогичности, свободного высказывания мнения и в то же время уважения к мнению другого. Учащиеся от занятия к занятию двигаются от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Особенно важными являются минуты созерцания и тишины на занятиях, когда показывается очередное произведение искусства. В эти минуты ребенок остается наедине со своими мыслями и чувствами, и неважно, будут ли они потом озвучены.

Большинство занятий строятся по принципу творческой мастерской. Мастерская так же как и обычное занятие предполагает изучение новой информации, которая предъявляется по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».

Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Построение мастерской создается по определенному алгоритму.

1.         Мастерская начинается с задания, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся. С одной стороны оно должно актуализировать личный опыт каждого, с другой стороны создавать интерес, внимание, может быть некоторое недоумение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. (Например, прежде, чем начать разговор о картине Айвазовского, детям предлагается слово «маринист» и ставится задача: дать ему определение, предположить, что оно означает. Когда все версии будут выслушаны, дать точное определение.)

2.         Создание творческого продукта по итогам полученных знаний индивидуально или в групповом взаимодействии.

3.         «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, их анализ.

4.         Далее учащиеся обращаются к новой информации. Рассмотрению картины, выслушивают ее описание (возможно несколько версий), слушают историю создания картины.

5.         Групповая или индивидуальная работа, в ходе которой выдвигаются версии, создается некий творческий продукт (сиквейн, описание картины, загадки о картинах и художниках, рисунок-впечатление и т.п.).

6.         Социализация, т.е. предъявление творческого продукта.

7.         Общая рефлексия.

В данной разработке предлагаются занятия, относящиеся к теме «Пейзаж».

Цель занятий:

•          Познакомить учащихся с  особенностью творчества И.К. Айвазовского, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, А.К. Саврасова , И.И. Левитана, использовав материалы истории создания картин «Девятый вал», «Мокрый луг», «Сосновый бор», « Лунная ночь над Днепром», «Грачи прилетели», «Март».

Задачи:

 Образовательные:

•          Познакомить учащихся с  историей создания картин «Девятый вал» И. Айвазовского, «Мокрый луг» Ф. Васильева, «Сосновый бор» И. Шишкина, «Лунная ночь над Днепром» А. Куинджи, «Грачи прилетели»  А. Саврасова, «Март» И. Левитана.

•          познакомить с некоторыми  этапами жизни и творчества художников;

•          дать представление о таких понятиях как марина, валер, самобытность; пейзаж настроения;

•          учить анализировать содержание, образный язык художественного произведений и определять основные средства выразительности (цвет, тон, объем, светотень, перспектива);

Развивающие:

•          приобщать ребят к миру прекрасного, содействовать формированию развитой эмоциональной сферы;

•          формировать интерес к искусству, художественным традициям и достижениям мировой культуры;

•          формировать умение грамотно и лаконично излагать свои мысли, прививать навыки рассуждения в устной и письменной форме.

Воспитательные:

•          воспитывать способность чувствовать прекрасное и наслаждаться формой и содержанием художественного произведения;

•          развить способность «слышать» собственные ответные чувства на произведения искусства;

•          развивать трудолюбие и стремление к самообразованию;

•          работать над проявлением внешней культуры поведения.

Занятие проводится с учащимися 9-10 лет,  второго года обучения  по программе «Диалоги о прекасном» - «История одной картины». Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 мин.

            Учащиеся в течение шести занятий знакомятся с картинами, относящимися к одному жанру живописи – пейзажу. На седьмом занятии проводится игра-повторение и закрепление пройденного материала. Каждое занятие посвящено одной картине определенного художника-пейзажиста, которые располагаются в хронологической последовательности жизни художников и создания картин.

Занятия строятся по принципу творческой мастерской. Мастерская так же как и обычное занятие предполагает изучение новой информации, которая предъявляется по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание».

Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. Построение мастерской создается по определенному алгоритму.

1.         Мастерская начинается с задания, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся. С одной стороны оно должно актуализировать личный опыт каждого, с другой стороны создавать интерес, внимание, может быть некоторое недоумение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. (Например, прежде, чем начать разговор о картине Айвазовского, детям предлагается слово «маринист» и ставится задача: дать ему определение, предположить, что оно означает. Когда все версии будут выслушаны, дать точное определение.)

2.         Создание творческого продукта по итогам полученных знаний  индивидуально или в групповом взаимодействии.

3.         «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, их анализ.

4.         Далее учащиеся обращаются к новой информации. Рассмотрению картины, выслушивают ее описание (возможно несколько версий), слушают историю создания картины.

5.         Групповая или индивидуальная работа, в ходе которой выдвигаются версии, создается  некий творческий продукт (сиквейн, описание картины, загадки о картинах и художниках,  рисунок-впечатление и т.п.)

 6. Социализация, т.е. предъявление творческого продукта.

 7. Общая рефлексия.

В ходе занятия  используются такие методы обучения, как рассказ учителя, беседа, обсуждение, работа в группах, работа с индивидуальными тетрадями, выполнение творческих заданий.

Главным средством обучения является демонстрация презентация слайд-фильма о художнике и его картине. С современными детьми нужно говорить на современном языке. Использование компьютера во время занятия вызывает интерес у детей, дает возможность показывать более качественные репродукции, расширяет эмоциональную и познавательную сферы восприятия. А так же показать возможности другого применения современной техники, которая есть практически в каждом доме. Познакомить и научить находить созидательную информацию посредством PC.

Занятие 1.  Айвазовский «Девятый вал»

I. Первый этап.

Что обозначает слова  «маринист»?

Ребята пытаются дать объяснение данному слову. Принимаются все версии.

Затем педагог дает определение слова.  

Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Маринист — художник, пишущий марины.

1.         Создание творческого продукта

-Кто видел море?

-А что надо, чтобы нарисовать море? – Ответы учащихся.

Педагог  предлагают взять  карандаши или фломастеры, чтобы нарисовать море или свое впечатление о море.                              

 (Время работы не более 5 мин.)

3. «Социализация».

Давайте выставим работы, посмотрим на них, никто не критикует работы других.

Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет все работы, какого цвета больше, какое море перед нами, какое настроение возникает у нас от работ?...

                                                                                                                5 мин.

4. Педагог делает обобщение:  Море бывает разное, возникает  разное настроение от того, какое море перед нами. Лучше получилось у тех, кто видел море, наблюдал за ним. Значит, мы можем сказать, чтобы написать, нарисовать море, его надо знать. Так?

II. Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка.

Сегодня мы с вами поговорим о художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском.

Запишем в тетрадь имя и даты жизни этого удивительного художника, влюбленного в море.

Родился Иван Константинович Айвазовский в городе Феодосии на берегу Черного моря. В детстве он любил бегать на берег моря, смотрят как приплывают и отплывают корабли и рыбацкие лодки, как рыбаки разгружают корзины с пойманной рыбой и рассказывают истории. Потом ему повезло и он поехал учиться в Петербург в Академию художеств, закончил ее, совершил поездку за границу, получал заказы, но снова вернулся в любимую Феодосию, к морю. Я вам расскажу как Иван Константинович написал одну из самых известных его картин Девятый вал».

 Эта картина находится в Русском музее в СПб, а я вам покажу ее репродукцию.

Дети смотрят и слушают рассказ.

Однажды в Феодосию, где жил Иван Константинович пришло итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он привез ему подарки от далеких друзей. Рассказал о бурных днях итальянской революции, о храбрости гарибальдийцев. Иван Константинович узнал, что его друг Веки тоже присоединился к отряду Гарибальди и сражался за свободу Италии. Многие люди из разных стран примкнули к гарибальдийцам, были среди них и русские.

После отъезда капитана Иван Константинович заперся в своей мастерской. А мастерская была у него особенная6 большая и высокая, но не было больших окон, из которых он мог наблюдать море и небо. Свет проникал через узкие оконца, расположенные под самым потолком. Это было сделано специально – для того, чтобы не отвлекаться от работы, храня в своем сознании образ заранее продуманный.

«Писать молнию, всплеск волны – немыслимо с натуры, - говорил Иван Константинович. Художник должен запомнить их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе, и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью.»

Так вот заперся в своей мастерской. Сидел в кресле, закрыв глаза, и со стороны могло показаться, что он спит, однако мысль его работала. Вставало в памяти детство: он с другими мальчишками помогает рыбакам разгружать серебристую, трепещущую рыбу; во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вспоминалось недавнее: странствование по чужим морям, Бискайский залив, где корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокую бурю. Все пассажиры тогда обезумели от страха. Он тоже испытывал страх, но держался рядом с капитаном. Чудом они добрались до Лиссабонской гавани. А европейские газеты уже распространили слух о гибели парохода и пассажиров. Были напечатаны фамилии погибших, среди которых была и его фамилия. И когда Иван Константинович прибыл в Париж, друзья глядели на него, как на воскресшего из мертвых! Помнил Айвазовский и другую бурю – в Финском заливе: люди на хрупкой скорлупке – как иначе назовешь рыбацкий баркас среди волн? – боролись со стихией.

Когда Айвазовский, наконец, открыл глаза, руки его потянулись сами к палитре и кисти.

… Над бушующим океаном встает солнце. Его лучи открывают настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал мрак. Еще вздывают гребни яростных волн. Одна из этих вол самая большая. Ее называют девятым валом. Со страшной силой и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших кораблекрушение. А усталые измученные люди судорожно вцепились в обломки мачты…- выдержать, выдержать!...

На полотнах Айвазовского прежде были сцены тщетной борьбы человека со стихией. Огромные волны вовлекали людей в бездонную пучину, губили последние надежды; немногие оставшиеся в живых вместе с жалкими обломками корабля безжалостно вышвыривались на прибрежные утесы. Грозным и роковым было море.

Теперь же все было иначе. Свет, солнце вступили в союз с Людкой волей! Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы, но они уже ослабли. Еще немного, и пройдет последний, девятый, вал.

Когда картина была закончена и выставлена, зрители поняли ее тайный смысл, восхищались бесстрашием художника. Восхищались его непревзойденным дарованием: море заполняло полотно до краев; казалось, вот-вот – и вода выплеснется, хлынет в гулкие и просторные залы!

6. Беседа с учащимися:

•          Вам понравилась работа?

•          Как вы думаете удастся ли спастись людям?

•          Что показывает в картине, что буря отступает?

•          (Слайд 6) Возьмите ручки и напишите слова ( не менее 5), которые отражают настроение море и людей (работа в группах)

                                                                                                  5 мин.

•          Что помогло Айвазовскому так замечательно передать море?

•          Вам приходилось когда-нибудь попадать в трудную ситуацию, природную стихию? Что вы ощущали? Как выбрались?

(Дети делятся своими чувствами)…

7. А теперь давайте запишем название картины, о которой мы сегодня с вами говорили, и музей,  в котором она хранится.

8. Общая рефлексия .

•          С какой картиной мы сегодня познакомились?

•          Что нового вы узнали?

•          Когда вам было хорошо, а когда нет?

                                            ( Ответы детей по кругу)                       

Занятие 2. Васильев Федор Александрович «Мокрый луг»

Первый этап.

1.         Индуктор.  3 мин.

  Мы сегодня будем говорить снова о пейзаже. 

А слово, над котором я предлагаю вам поразмыслить это – ВАЛЁР.

Подумайте, что это такое, дайте свое объяснение.

(Групповая работа учащихся)

Представление своего варианта и его объяснение.

А теперь, вы хотите знать, что это такое?

Валер -  это гармония тона и цвета.

2. Создание творческого продукта. 10 мин.  

Беседа с учащимися:

- Вот если бы вы родились в Африке, какую природу вы рисовали?.....

-А если у моря?...

-А где родились вы?....

- Какая природа  окружает Петербург? Чего здесь много? …..

- Закройте глаза и представьте тот пейзаж, о котором вы мечтаете, который хотели бы снова увидеть.

Возьмите в руки карандаши и нарисуйте увиденную вами картинку.

3. «Социализация», то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской. 3 мин.

Давайте выставим работы, посмотрим на них, никто не критикует работы других.

Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет все работы,  какое настроение возникает у вас от работ?...

4.         Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. 5 мин.

А вот как пишет о петербургской природе художник Федор Александрович Васильев: (слайд 2) «О. болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьму это». Эти строки он написал, когда некоторое время работал и лечился в Ялте, но сердце тянулось к родному северу, тосковало. С ностальгией Васильев думал о болотах Петербурга.

Посмотрите на портрет Васильева, написанный его другом Иваном Николаевичем Крамским.

Какой перед вам человек? ……………………………….

Запишем в тетрадь имя и даты жизни Ф.А. Васильева (1850-1873)

Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка. 10 мин.

Как видите, этот человек прожил всего 23 года. В 10 лет он пришел в школу живописи и с легкостью решал сложнейшие технические задачи, но главное имел свое мнение и никому не подражал. В 15 лет он остался без отца. Слабые легкие – наследственное в их семье. Надо было хорошо питаться, а как…. До первых заработков семья Федора – мать, сестра и брат - жили на 8 рублей в месяц. После окончания школы он сразу взялся за заказы, надо было кормить семейство и был вынужден отложить надежду учиться в Академии.

«Незаконнорожденный» Федор не имел права на получение паспорта. Принадлежал к мещанскому сословию, обязан был отбывать рекрутчину.

Но талант его был огромен. «Вот  энергия, вот сила!..» - восхищались Васильевым даже маститые художники.

"У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место. То же бывает и в музыке: иногда музыкант до такой степени имеет развитое ухо, что его мотивы кажутся другим однообразными... Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки..."

О каком качестве живописца говорит Васильев?

 Вы заметили эту гармонию света и тени (Валер) в работах Васильева?

Но сдать экзамен «из наук» в Академии, в которой все-таки начал обучаться Васильев не смог: был тяжело болен и по рекомендации врачей уехал в Ялту. Вот там-то он и затосковал по северной природе, болотам Петербурга. И появилось шесть картин, посвященных северной природе, написанных в Крыму и на всех болотистая местность. Одну из этих картин –«Мокрый луг» - Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников.

Картина «Мокрый луг»

Это картина-воспоминание. Небольшая по размеру, она вобрала в себя, казалось, целый мир, она дышала, жила в каком-то озарении, и все в ней было свежо, чисто и глубоко – прозрачный воздух и мокрый сверкающий луг. Вся она пронизана тревожным трепетным светом, вся была как глубокий радостный вздох.

И тоже время „Мокрый луг"  можно назвать картина-реквием.

Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо. Легкий дымок тумана скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет.

Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Живописец скован самой судьбой. Он дает волю своей жажде простора, свободного движения.

Неумолимая проза рождала щемящую поэзию приволья.

Будете в Третьяковской галерее - подойдите к этому пейзажу и задумайтесь, сколько всего не всегда известного широкому кругу зрителей скрывается за молчаливым полотном. А ведь картина говорит.

6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа. 10 мин.

Запишем название картины «Мокрый луг» в тетрадь .

Давайте воссоздадим описание и восторг от картины «Мокрый луг» И.Н. Крамским.  Что увидел на картине Крамской и что видим мы? У меня  карточки со словами из письма Крамского Васильеву в Ялту. Давайте вставим их в пропущенные места из  его воспоминания.

(Слайд 10)

«Эта картина рассказала мне больше Вашего дневника. Я не мог оторвать от нее глаз, - писал Васильеву Крамской.- (Дождливое), местами (темное) полотно все же полно (света),(жизни), (движения). (Ветерок), пробежавший по воде; (деревца), еще поливаемые последними каплями дождя; (русло), начинающее уже зарастать…наконец, (небо)! – со всею массою воды. «(Живое), (мокрое), (движущееся) небо», как выразился Ге. Невозможная варварская задача для художника!»

7. Социализация. 5 мин.

Вот еще строки из одного письма Крамского: "...Вы поднялись до почти невозможной гадательной высоты... Я увидел, как надо писать... Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем... Передо мною величественный вид природы, я вижу леса, деревья, облака, вижу камни, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное..."

Васильев вскоре умер.

Я предлагаю вам сейчас тоже написать письма Федору Васильеву. Он далеко в Крыму, скучает по Петербургу, ее природе, он вдалеке от друзей, тяжело болен, но продолжает писать картины. И вот его картину «Мокрый луг» вы увидели на выставке Общества поощрения художников. Напишите ему письмо – ваш отзыв о его картине, что вы увидели на картине, что вам особенно понравилось, не забудьте написать о Валере картины.

8. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. 3 мин.

По кругу каждый отвечает на два вопроса :

•          Дети зачитывают свои письма.

Но вам, наверное, интересно, кто получил премию на конкурсе, куда отправил картину Федор Васильев?... А вот об этом вы узнаете на следующем занятии, когда поговори еще об одной картине, выставленной на выставке Общества поощрения художников.

Дидактический материал:

o          Презентация

•          Карточки со словами :  Дождливое, Темное полотно,

 света, жизни, движения,

 ветерок,

 деревца,

 русло,

 живое, мокрое, движущееся, небо

Занятие 3. Шишкин Иван Иванович. «Сосновый бор».1872

1.         Индуктор.

Кто такой царь леса? (Ответы учащихся)

Спасибо вам за ваши версии. Мы сегодня обязательно вернемся к этому эпитету «царь леса», а сейчас я предлагаю вам вспомнить конкурс, объявленный Обществом поощрения художников в 1872 году. Две работы вызвали споры. Помните чьи?... (Ответы учащихся)

С картиной Васильева «Мокрый луг» мы с вами уже познакомились, теперь давайте  познакомимся с картиной Шишкина «Сосновый бор», которую он представил на конкурс Общества поощрения художников.

2. Создание творческого продукта.

Посмотрите на три картины Айвазовского, Васильева и Шишкина. Что общего и чем отличаются?... напишите на красных листочках  общее, на синих – различия. Обратите внимание на цвет, композицию, настроение.

3.         Социализация. Ответы собираются размещаются на доске и озвучиваются.

Где мы можем увидеть такую природу, которая на картине Шишкина?

Та местность, где человек родился, природа, которая окружала его с детства, имеют огромное значение и влияние на человека всю его жизнь. Айвазовский родился у моря, Васильев – на северо-западе среди болотистой местности, Шишкин – среди могучих сосновых лесов, на реке Каме.

4.         Самокоррекция деятельности.

Запишем в тетрадь имя художника и даты его жизни.

Еще в юности пленили Ивана могучие Закамские леса, спокойные, с синеющими просеками, с птичьим пересвистом, духмяным запахом травы  и хвои. Он сутками пропадал в лесу, За что ему доставалось от матери: парню скоро 18, а у него на уме – бумага и карандаш. Вскоре он распрощался с родными и уехал в Москву в художественное училище. Учился он упорно, много работал с натуры. Мечтал о Петербургской Академии, а когда в 1856 г. Представил на экзамен несколько рисунков и пейзажей, за один из них ему сразу присудили малую серебряную медаль. Первую награду. Он продолжал учиться и трудиться, его пейзажи уже знали в Москве и Петербурге, а когда за один из них он получил золотую медаль и право на заграничную поездку. «Зачем мне заграница? Во мне все русское!»,- говорил Шишкин и  попросил провести несколько месяцев в Елабуге, где родился и уже не был два года. И вот он снова дома. Все дни пропадал в окрестностях Елабуги, рисовал. Сосны, сосны, сосны! Лесные богатыри. Однажды к нему подошла старуха, спросила : «Что рисуешь, батюшка?»

«Сосны. Хочется повести людей за руку в леса, чтобы увидели, как хорошо мир!»

День был сухой и теплый. Золотистой смолой сочились стволы, куковала кукушка, суля долгую жизнь. Старуха посмотрела вокруг, затем перенесла взгляд на этюд Ивана: краски, смешиваясь, густыми и буйными мазками лежали на холсте.

«Восхищен! – с чувством призналась Надежда Андреевна Дурова.- Вы оставляете потомкам незабвенный образ Родины! Да, да! Любовь к ней и веру в ее будущее.»

•          Какую природу изображал Шишкин?...

•          Почему наше занятие проходит под заголовком «царь леса»?

Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка. 10 мин.

Поездку за границу Шишкин все оттягивал,  рассуждал: «Для работ французу нужна Франция, русскому – Россия.» Только весной следующего года он выехал в Германию. Как и предполагал, так и вышло: разочарование на чужбине следовало одно за другим. Шишкин искал хоть что-нибудь дорогое сердцу, - напрасно. В картинных галереях он видел пейзажи холодные или слишком красивые. А однажды в таверне услышав,  как ругают русских, схватил насмешника за ворот и поставил перед собой, а дальше дорогу расчищал себе кулаками. Их семеро, Шишкин – один. Потом он поехал в Швейцарию. Но и там ловил себя на мысли, что, находясь среди неописуемой красоты, он все время ищет что-нибудь схожее с тем, что дорого и близко ему, - то ли солнечные Закамские сосны, то ли заросшие подорожником и Конотопом широкие дали.

Но вот наконец: «О боже мой, я в России, я дома!»

Шишкин пишет сосновый бор, да такой, «чтоб всяк, кто на картину глянет, понял, какая это радость   - жить, ходить по родной земле, дышать полной грудью!» Всю нежность, все переполненное чувствами сердце свое вложил он в «Сосновый бор» - тончайший поэтический пейзаж – песню сыновней любви к своей отчизне. (Слайды 5-6)

Полюбуемся пейзажем еще раз.

•          Как вы думаете, что в пейзаже Шишкина особенного, чего до него не сделал ни один художник?

•          Что вам хочется сделать глядя на пейзаж?

(Обсуждение, высказывание мнений)

Прочитайте высказывания И.И. Шишкина.

•          Как они характеризуют его творческое кредо?

6.         Корректировка творческого продукта. Индивидуальная работа. 10 мин.

А теперь я предлагаю вам побыть членами жюри конкурса Общества поощрения художников. В те дни в Петербурге разговоров и было только, что о картине Шишкина «Сосновый бор» да о Васильевском «Мокром луге». Кому отдать предпочтение.  Напишите на листочке, кому бы вы отдали предпочтение и почему (или  напишите синквейн о той  картине, которой бы вы отдали премию). Листочки опускаем в разные коробочки, а затем посчитаем.

Выставляются две репродукции. Подсчитываются голоса. Объявляется итог.

7. Социализация. 5 мин.

Затем зачитывается решение конкурсной комиссии Общества поощрения живописи – первую премию получил Шишкин. Крамской предлагал учредить две первых премии. Но совет решения не отменил.

В конце нашего рассказала я хочу добавить, что И.И. Шишкин прожил в Петербурге 18 лет, владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области), был возведен в звание профессора и даже недолгое время руководил пейзажной мастерской в академии.  Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной

8. Общая рефлексия . 3 мин.

По кругу каждый отвечает на два вопроса :

•          Что узнали нового?

•          Менялось ли ваше настроение сегодня на занятии и с чем это связано?

Занятие 4. Куинджи Архип Иванович.

«Лунная ночь на Днепре».1880

Первый этап.

1. Мы сегодня с вами будем говорить о художнике, которого называли человек «с душой нараспашку».

Кто такой -  Человек «с душой нараспашку»? ( Высказывание детей)

2. Подумайте есть ли такой человек среди ваших знакомых, какими качествами он обладает. Нарисуйте его портрет

3. «Социализация».

Показ работ с рассказом о человеке с душой нараспашку.

4. Формирование информационного запроса и выстраивание новых проблем.

Сегодня мы с вами говорим об Архипе Ивановиче Куинджи.

Запишите его имя к себе в тетрадь.  Послушайте о нем рассказ и подумайте, почему его называли «человек с душой нараспашку».

Художник Куинджи - человек – загадка: год рождения (1840, 1841, 1842?)

 Мариуполь, родной город.

Татарское слово «Куинджи»  – «золотых дел мастер»

                                Учился ли у Айвазовского?

                                     Учился ли в Петербургской академии художеств?

Вот что говорили о нем товарищи:

•          «Наш глубокомысленный грек» (Крамской)

•          Гений-изобретатель, который «шел от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство и влиял на товарищей менторски» (Репин)

•          «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» (Репин)

•          «Он был с большими недочетами в образовании, варварски не признавал никаких традиций»

«Буду миллионером, куплю землю в Крыму, устрою курорт для больных художников.»- говорил Куинджи. Он никогда не переставал понимать человека. И не только человека. В полдень ударяла пушка с Петропавловской крепости, и, казалось, все птицы города слетались на крышу дома, где жил Куинджи. Он выходил к ним с мешочками разного зерна, кормил. Подбирал на улице больных и замерших воробьев, галок, ворон… отогревал у себя в комнате, лечил и ухаживал за ними. Жена Архипа Ивановича с улыбкой говорила: «С тобой, Архип, вот что будет, в конце концов. Приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя; только не к вороне, а в дом умалишенных».

Пройдет на так уж много времени ,Архип Иванович Куинджи, знаменитый пейзажист, профессор Академии, будет миллионером. Купит несколько гектаров земли в Крыму, куда на лечение и отдых будут съезжать художники. «Ведь они сидят, пишут, - ведь только один Бог знает, как это трудно… Ведь они с голоду умрут, пока их картины будут кому-нибудь нужны!"

Как вы думаете почему А.И. Куинджи называли «Человек с душой нараспашку»?

(Высказывания детей)

Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка.

Выставка одной картины – первая в России. Выставлялась картина А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Буквально весь грамотный Петербург целыми днями осаждал помещение выставки. Кареты тянулись по Большой  Морской до самого Невского и загибали за угол по Невскому до Малой Морской. Публику, во избежание давки, приходилось впускать группами. Творилось что-то небывалое.

•          «Не в обычаи посвящать передовую статью художнику, - писали в одной из петербургских газет, - но мы думаем, что картина Куинджи – большое общественное явление».

•          «Положительно я не помню, чтобы  перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили невероятное впечатление… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и  эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь?» (Поэт Я. Полонский)

•          «Картина эта – не виданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее решительно волшебное: это не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре», (Журналист и издатель А. Суворин)

•          «Невероятно! Нет ли здесь подвоха? Не писал ли он перламутром и золотом?»

•          «В средние века его бы сожгли за колдовство»

•          По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.

•          Журнал «Стрекоза» опубликовал рисунок: солнце растирает для Куинджи краски, месяц выдавливает их из тюбиков на палитру, да и сама палитра – не палитра. А горящая электрическая лампочка.

Что же это за картина «Лунная ночь на Днепре»?  хотите ее  увидеть?

Показ репродукции картины.

6. Обсуждение картины.

А что вы увидели на картине?

На пейзажах мы можем увидеть рассвет и ясный полдень, мрачные сумерки, час заката, темную ночь. Вот только как написать эту темную ночь? Кроме темноты, что увидишь ночью? Куинджи увидел очень много и смог сильно и точно рассказать об этом в картине «Лунная ночь на Днепре».

7. Создание творческого продукта.

Я вам раздам цитаты из петербургских газет, в которых говорится о картине Куинджи.

•          Прочитайте их, с какой вы согласны больше всего?

•          Какие слова вам кажутся более убедительными?

•          Представьте, что побывали на выставке одной картины. Постояли, посмотрели, а потом рассказываете об этом своему приятелю, который не видел ее. Что вы увидели на ней? Составьте свой отзыв о картине.

8. Социализация. Дети читают свои отзывы.

9. Загадки и история картины на этом не закончилась. Мариупольский пастух гусей, ретушер, художник самоучка, никому не ведомый грек Куинджи завоевал столицу и Россию.

Картина «Лунная ночь на Днепре» была продана прямо в мастерской художника еще до выставки. В одно из воскресений, когда мастерская художника открывалась для посетителей, о ее цене осведомился какой-то морской офицер. Куинджи назвал невероятную по тем временам сумму – 5000 рублей. Офицер сразу согласился. И только после ухода художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

Так начались злоключения картины. Она настолько полюбилась ее владельцу, что он решил взять ее с собой в кругосветное плавание. Великого князя безуспешно пытались отговорить от этого. Многие считали, что картина вернется погубленной, благодаря соленым испарением моря. И действительно, после возвращения из путешествия краски на картине стали терять первоначальную свежесть. Картина стала темнеть.

10. Прежде, чем мы с вами подведем итог я хочу прочитать вам стихотворение, написанное под впечатлением картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

8. Общая рефлексия.

•          Что узнали нового?

•          Ваше настроение от картины?

Занятие 5. Саврасов Алексей Кондратьевич. Грачи прилетели. 1871

Первый этап.

1.Учитель начинает занятие с вопроса и постановки задания.

                 Есть в русском языке такое слово «Самобытность».

                 Как вы думаете, что это такое ?

2. Учитель предлагает учащимся разделиться  на группы (3-4 человека) и попытаются дать свое определение, которое можно или записать, или нарисовать. На выполнение задания дается 3-5 минут.

3. По истечении отведенного времени дети афишируют свой творческий продукт: чтение текстов, выставка рисунков и т.п.

4.Учитель подводит итоги обсуждения и корректирует ответы учащихся.

            Сегодня мы с вами поговорим о художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове.

Давайте запишем это имя известного русского пейзажиста в тетрадь.

Он был не только художником, но и был также преподавателем пейзажного класса в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. После 1844 г. располагалось на Мясницкой улицуе г. Москвы. Когда к нему  присоединили Архитектурное училище при Московской дворцовой конторе, оно и стало называться Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества. Выпускники Училища фактически имели тот же статус, что и выпускники петербургской Академии художеств. Алексей Кондратьевич часто  говорил своим ученикам: (слайд 5) «Нужно изучать великие творения прошлого, но не подражать им, не копировать. Надо идти своей дорогой, делать на свой лад, по своему усмотрению. И еще: если ты русский, родился и вырос в отчем краю, то работы должны напоминать о России, должны быть пропитаны ее духом. Нужно, наконец-то по-настоящему обратить внимание на родную природу. Она заслуживает этого.»

Как вы думаете, какие слова в этом высказывании Саврасова определяют, что такое самобытность?

Дети, прочитав еще раз текст, предлагают свои ответы, наиболее часто повторяющиеся записываются на доске.

А теперь посмотрите какой вариант определения, что такое самобытный предлагает толковый словарь. (слайд 6)

САМОБЫТНЫЙ - своеобразный, оригинальный, протекающий самостоятельно, независимо от посторонних влияний, не похожий на других.

Выберите наиболее близкое вам определение самобытности ( Саврасова или словаря) и запишите в тетрадь.

Второй этап. Обращение к новой информации и ее обработка.

5.Рассказ учителя о создании картины «Грачи прилетели» иллюстрируется показом слайдов.

Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1854 г.

Становление художника происходило очень быстро. Осенью 1854 года Совет Академии присвоил 24-летнему художнику звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и « Вид в окрестностях Ораниенбаума».

В 1857 году в жизни Саврасова женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете. Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса (учителя Саврасова) на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. 

«Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко, как-то не сразу, чмокая, стесняясь.»- вспоминал о нем его ученик, художник Коровин.

Саврасов не сковывал своих воспитанников суровыми требованиями и дисциплиной. Ученики сильно любили своего учителя и его уроки. Он был человеком с огромной душой с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли «на бога».

Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».

И вот совершенно неожиданно в 1870 году Алексею Кондратьевичу администрация училища сообщила, что он лишается квартиры, которую оно ему предоставляло. Это было обидно и унизительно, и он подал прошение о длительном отпуске и отправился с семьей на Волгу. Саврасовы устроились в Ярославле хорошо, но в феврале у них родилась маленькая дочь, очень слабенькая и через несколько дней умерла, очевидно пережитое в Москве сказалось на здоровье жены Софьи Карловны. Саврасов смотрел на измученное лицо жены и не знал чем помочь. Весной он сказал, что поедет в деревенскую глушь поработать над этюдами. Она поняла, что ему нужно восстановить силы.

Саврасов поехал на север Костромской губернии. Уныло однообразными казались поля, еще только пробуждающиеся от зимнего оцепенения. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом!

Из Костромы Саврасов поехал в село Молвитино. (Слайд15)Большое село со старенькой церковью на окраине. Церковь Воскресения в Молвитино была построена в конце 17 века. Белый храм с пятью небольшими куполами. Алексей Кондратьевич пришел сюда, чтобы посмотреть вблизи старую церковь.

День на краски не был щедрым, но Алексей Кондратьевич вдруг почувствовал всю великую красоту этого весеннего, серого. Мир был как новорожденный… Только весной и именно в марте в средней полосе России льется с небес такой чистый лазоревый свет, на деревьях еще не набухли почки, но уже они насыщены живительным соком.

Он увидел то, что смутно надеялся увидеть: пробуждение жизни! Раскрыл этюдник надел очки. Работал быстро, вдохновенно. Краски, их оттенки, тона и полутона, казалось, сами ложились на холст. Возникал, обретая четкие контуры, замысел будущей картины. Да, именно этот сюжет, именно эти березы, эти грачи, с которыми издревле на Руси связано представление о приходе весны, с нею - новых радостей и новых надежд. Только бы суметь передать неповторимость мартовского снега, весеннего воздуха. Воздух – главное! Без воздуха нет пейзажа. Серебристо-жемчужный свет, дробясь и растекаясь, стоял перед глазами и получал свое воплощение  этюде картины.

Довольный Алексей Кондратьевич вернулся в Ярославль и уединился в своей в мастерской. На мольберте стоял совсем небольшой подрамник с натянутым на нем загрунтованным холстом. Пейзаж будет небольшим. Саврасов работал теперь не пеша, тщательно, дожидаясь, пока краска высохнет, и уже тогда накладывал новый слой. Он не собирался делать картину яркой и звонкой. Излишняя красота так же вредна для картины, как и недостаток ее; отдых нужен глазу и свобода для воображения.

К началу мая 1871 года он вернулся в Москву. Здесь полностью закончил картину.

В один из летних дней к нему приехал Павел Михайлович Третьяков коллекционер и купец. После продолжительного молчания он сказал: «Первоклассная вещь! Весной пахнет.» И предложил ему цену 600 рублей – годовой оклад Саврасова в училище живописи, ваяния и зодчества. Саврасов согласился и картина «Грачи прилетели» стала собственностью Третьякова.

6. Давайте запишем название этой картины в тетрадь еще раз на нее посмотрим и скажем, что увидели и почувствовали вы, глядя на картину. 

7. После того, как учащиеся выскажут свое мнение учитель знакомит детей с высказываниями критиков, искусствоведов.

На первой выставке передвижников в Петербурге картина получила настоящую оценку:

«Лучшая и оригинальнейшая картина!»

 «Грачи»- это же молитва святая»

«Когда приближаешься к «Грачам», охватывает удивление – какое маленькое полотно! Как все скромно и просто. И в то же время понимаешь: перед тобой чудо!»

И.Н. Крамской с Первой выставки передвижников писал: «Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

До Саврасова считалось, что пейзаж - это второстепенный жанр. Но если кому-то хочется в нем работать, то природу надо писать правильно, возвышенно, красиво. Если березы, то – стройные и изящные; если небо, то – лучезарное; если степь, то – ровная и бескрайняя. Саврасов смело отверг все эти жесткие установки. Он совершил чудо – высказал «несказанное» и сделал зримым «незримое».

8. Давайте посмотрим на картину и подумаем:

•          чем эта картина самобытна,

•          какое высказывание вам ближе

•          составьте свой отзыв.

Учащиеся работают в группах, созданных в начале урока. 

9. Каждая группа зачитывает свою версию.

10. Общая рефлексия :

•          Что узнали нового?

•          Ваше настроение от картины?

А я завершить хочу наше занятие стихотворением Усачева о картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Занятие 6. Левитан Исаак Ильич. Март. 1895

Первый этап.

1. Мы с вами рассматривали разные пейзажи. А что такое «пейзаж настроения»?  Предлагаем свои версии.

2. Создание творческого продукта. 5 мин.

Придумайте пейзаж для своего настроения и нарисуйте его.

3. «Социализация»: предъявление созданного продукта всем участникам мастерской.

4. Самокоррекция деятельности.  10 мин.

Сегодня мы с вами поговорим об Исааке Ильиче Левитане,  мастере пейзажа, основоположнике жанра «пейзаж настроения».

Запишите имя художника и дату жизни в тетрадь. Посмотрите на портрет.

Родился Левитан 30 августа 1860 в местечке Кибарты, Ковенская губерния, ныне Литва в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец в Ковно  преподавал французский и немецкий языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста.

Затем семья переехала в Москву, и в 1873 Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 г. умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало Исааку и его брату, который тоже учился в училище живописи, ваяния и зодчества  материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Перова. Друг Перова, Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс.

Иногда Саврасов приходил на занятие и, не увидев в классе Левитана, говорил: «Где Левитан, давно его нет.  Это ничего… он теперь в Сокольниках… он там думает». Тоска одиночества, страх перед жизнью и жажда жизни – такие чувства были господствующими в душе юного Исаака Левитана. Вот тогда Левитан и написал картину «Осенний день. Сокольники».

Посмотрите на пейзаж:

•          Какое у вас возникает настроение?

•          Что в композиции подчеркивает настроение одиночества?

Картина была замечена зрителями и получила высшую по тем временам оценку,  была приобретена П.М. Третьяковым.

Левитан очень любил природу. Он и к растениям, цветам и деревьям относился, как к существам, братьям нашим меньшим, способным чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу в дни весны, грустить, роняя листву перед наступлением холодов или от гнета пригибающего ветви снега. Весною и летом он мог целыми неделями пропадать в лесу, полях и степях, наслаждаться небом и пить из лона природы, подолгу созерцая особую жизнь, открывающуюся чуткому взгляду и слуху на поверхности речного омута или на лесной поляне.

Однажды Коровин и Левитан увидели, что "у пригорка, где внизу блестел ручей, расцвел шиповник, и большие кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником весны". "Исаак, - сказал Костя Коровин, - смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся». И оба они, еще мальчишки, стали на колени. - "Шиповник!" - сказал Левитан, смеясь. "Радостью славишь ты солнце,- сказал Коровин,- продолжай, Исаак... и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе". Оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на друга, расхохотались...

На большинстве картин Левитана нет человека, но они подразумевают всё равно присутствие человека. Его сопереживания этой природе. И именно поэтому мы говорим часто, что Левитан создаёт особый тип пейзажа – пейзажа настроения. Того настроения, передача того состояния природы, которое созвучно состоянию человека, часто очень неоднозначному, очень сложному.

Второй этап.

5. Обращение к новой информации и ее обработка. 10мин.

Левитан уже довольно известный художник. 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Весенняя природа – прекрасная, юная, обращала Левитана в восторг и в какое-то тихое, отрадное чувство единства со всем и со всеми было у него в этот период. Открывались новые яркие краски, он чувствовал смелость в обращении с ними, кисть получила размах, уверенность. Плюс ко всему любовь к семнадцатилетней Люли. Ему хотелось писать только для нее, и он мечтал о ней как о своей маленькой королеве, которая вместе с ним будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею…

Рядом с Люлю  в художнике будто прибывало сил, и он, поддаваясь молодому задору, написал «Март», где все нараспашку, где руки-ветви раскинуты, как объятия для счастья, и все полно ожидания чуда.

Запишем название картины в тетрадь.

Рассмотрим пейзаж.   (Беседа с учащимися)

•          Что мы видим на картине?

•          Что в картине дает ощущение присутствия человека?

•          Какое художник создает настроение?

•          Какие краски помогают создать такое настроение?

Творчество Левитана имело огромное влияние на современников. Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, вот картина «Март». Она произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы и т.п. Групповая и индивидуальная работа.

А) Учащиеся делятся на две группы и сравнивают два пейзажа Левитана. Подберите слова, характеризующие каждый пейзаж:

•          Чем отличаются два пейзажа Левитана?

•          Что в композициях картин  подчеркивает настроение одиночества и радости?

Зачитываем результат творчества каждой группы

Б) Индивидуальная работа учащихся.

  Составим синквейн для пейзажа «Март».

Синквейны зачитываются по желанию ребят.

7. Общая рефлексия. 2 мин.

•          Что узнали нового?

•          Ваше настроение от занятия, что повлияло на него?

Л. В. Свистунова, Центр творческого развития и гуманитарного образования "На Васильевском", Санкт-Петербург