PDF Печать E-mail
Тема: "Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке". 8 класс

 

Программа по музыке: Алеев В.В. Музыка. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа, 2011

Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: проблемно-диалогический

Цели урока:

Предметные УУД

 1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть

жизни каждого человека.

 2. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие

музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров.

 3. Воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл  

художественного образа, музыкального произведения.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

3. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Оборудование:

Компьютер, интерактивное оборудование, музыкальный центр, фортепиано.

Презентация урока (приложение).

Музыкальный материал:

А.Рыбников, ст. Р.Тагора, рус. текст А.Адалис «Последняя поэма»

из к/ф «Вам и не снилось»;

Л.-В.Бетховен, Соната №14 «Лунная», 1ч. и 3ч.

А.Рыбников, романс «Я тебя никогда не забуду» из рок оперы «Юнона и Авось».

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Слайд №1

Тема урока намеренно не озвучивается. Её назовут учащиеся в конце урока.

Из тишины звучит песня А.Рыбникова на стихи Р.Тагора (русский текст А.Адалис),  «Последняя поэма» из к/ф «Вам и не снилось».

Постановка проблемы

Учитель:

Каковы ваши впечатления?

О чём рассказывает песня; её характер и настроение?

Когда могла быть написана эта песня?

Может быть кому-то из вас известны авторы этой песни?

Поиск решения, открытие новых знаний

В ходе дискуссии приходим к заключениям, что это жанр современной поп музыки – песня. Написана она около 30 лет назад. Несмотря на то, что музыка современная, авторов определить не удаётся. А вот сюжет песни «прорисовывается» отчётливо. Песня - монолог, песня - признание, песня - расставание, песня – надежда. Выясняем, что текст песни – это настоящая поэзия.

Слайд № 2.

Учитель: Посмотрите на портрет этого человека и определите его национальность и эпоху, в которой он жил.

Ответы учащихся:

Среди разнообразных предположений верных ответов нет.

Учитель: Рабиндранат Тагор 7мая 1861 – 7 августа 1941гг. - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913).

Слайд № 3.Афиша фильма «Вам и не снилось», портрет А.Рыбникова

Учитель: Иногда судьбы тех или иных художественных произведений абсолютно непредсказуемы. Так случилось с романом Р.Тагора «Последняя поэма».

Речь идёт о песне Алексея Рыбникова из фильма "Вам и не снилось"(1980г.), которая до сих пор будоражит романтические души. В "Вам и не снилось" сыграли прекрасные актёры, но зрителей сразило не только их мастерство и интересный сюжет, а прекрасная песня, звучащая на титрах и первых кадрах. Было указано, что песня написана на стихи Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", и все кинулись к книжным полкам... Но в сборниках стихов Тагора такого стихотворения не оказалось, а был роман, написанный Тагором в 1929 году. Роман повествует о любви юноши Омито и девушки Лабонно, которые понимают, что земная любовь между ними невозможна, но связь между их сердцами вечна. Омито женится на другой, а Лабонно выходит замуж. Они обмениваются прощальными письмами. На самой последней странице романа мы находим строки из письма Лабонно, которые стали текстом песни (правда, в сокращённом варианте).

... Слышишь ли шорох летящего времени?
Вечно его колесница в пути...
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, -
Как не рыдать им у тьмы на груди?..

Друг мой!
Время мне бросило жребий,
В сети свои захватило меня,
Мчит в колеснице опасной дорогой,
Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,
Там, где уже не увидишь меня,
Там, где неведомо, что впереди...
Кажется мне: колесницей захвачена,
Смерть уже тысячу раз победив,
Вот я сегодня взошла на вершину,
В блеске зари обагренно-прозрачную... -
Как не забыть свое имя в пути?

Ветер ли старое имя развеял?
Нет мне дороги в мой брошенный край...
Если увидеть пытаешься издали, -
Не разглядишь меня...

Друг мой,
Прощай!

Учитель:

Какие эпохи, культуры, жанры и искусства пересекаются в этой песне?

Почему, по-вашему, спустя 30 лет песня остаётся известной и популярной?

Благодаря какой теме объединились в этой песне столь различные времена, жанры, культуры?

Ответы учащихся:

Эпохи рубежей XIX-XX и XX-XXI веков; культура Индии и СССР; жанры поэзии, романа; искусства музыки, кино, литературы.

В этой песне воспеты настоящие, высокие чувства, которые свойственны всем поколениям людей. Объединяющей точкой звучит тема  любви.

Актуализация знаний

Следующий музыкальный фрагмент – загадка.

Учитель: Прозвучит 3 часть известного вам произведения, вы знакомились с ним в 7 классе, а именно, с 1 частью этого произведения. Сюжет вам тоже известен. Ваша задача как можно точнее определить эпоху, жанр, автора и, можно, название произведения.

Звучит Л.В.Бетховен, соната №14, «Лунная», 3-я часть

Ответы учащихся:

В ходе дискуссии приходим к выводам, что прозвучавшая музыка полна страсти, драматизма. Музыка очень эмоциональна. Безошибочно определяется эпоха  Романтизма с её изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров. Музыка рубежа XVIII-XIX веков. С определением авторского стиля особых сложностей тоже не возникает. Страстный бетховенский темперамент, неудержимый порыв. Конечно, Бетховен! Бетховен смело противопоставляет крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использует педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Последний классик и первый романтик!

Слайд № 4.Портрет  Л.В.Бетховена

Учитель: Осталось только назвать произведение! Внимание подсказка!

Звучит  Л.В.Бетховен, соната №14, «Лунная», 1-я часть

Учитель: Вы её узнали! В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с «Лунной сонатой». Давайте вспомним историю создания произведения.

Слайд № 5 Портрет Дж. Гвиччарди

Ответы учащихся: Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.

«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною». — Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года. В марте 1802 года соната №14— с посвящением Джульетте— была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь  домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Учитель: Теперь давайте вспомним форму классической сонаты.

Ответы учащихся: На вершине своего развития (рубеж 18 и 19 вв.) план классической сонаты включал три, иногда четыре части: подвижную первую, медленную, менуэт и быстрый финал.

Учитель: У Бетховена соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся:

Связанное с одним из самых сильных в жизни Бетховена сердечных переживаний, это произведение отличается особой эмоциональной свободой и лирической непосредственностью. Композитор назвал ее «Sonata Quasi una Fantasia» (в духе фантазии), подчеркнув этим свободу построения; первая часть очень похожа на похоронный марш, в ней он как бы хоронит свою любовь, свои чувства, свои надежды.

Учитель: Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Соната имеет линейную траекторию развития - от медленной первой части к бурному финалу. Такое отклонение от традиционной схемы является намеренным. В своем анализе Лунной сонаты, немецкий критик Paul Bekker утверждает: «Бетховен восстает против предопределенного характера первой части. Ему нужна прелюдия, интродукция, а не экспозиция».  3-я часть сонаты, в которой Бетховен обозначает темп и характер — «очень быстро, взволнованно», — звучит как буря, все сметающая с пути. Музыка всей части воплощает образ бурного трагического волнения. Вихрь смятенных чувств, вопли отчаяния, бессилие и протест, смирение и гнев слышатся в этом потрясающем по своей силе финале. Мы слышим четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами, словно волны ударяются о скалу. Исполинское величие чувствуется в этой схватке человека с самим собой. Финал — главенствующая часть сонаты и естественное завершение ее драматических событий. Как вы думаете, Бетховен сдался перед ударом судьбы? Случайно ли в финале мы слышим неистовую борьбу?

Ответы учащихся:

Конечно, Бетховен не сдался! Если бы он сдался, то 1-ю и 3-ю части он поменял бы местами. Бетховен – борец, оптимист, в 3-ей части пытается «вырвать» свою любовь из сердца, он борется. В его музыке всё, как в жизни, как у многих людей, для которых жить — значит бороться, побеждать страдания. Об этом можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»

Хоровое пение

Слайд № 6 Романс «Я тебя никогда не забуду» из рок оперы А.Рыбникова и стихи А. Вознесенского «Юнона и Авось» (Видео фрагмент)

Беседа с учащимися о характере и настроении произведения. Разучивание мелодии со словами.

Применение нового знания. Первичное закрепление.

Слайд№8

Учитель:

С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

В какое время были созданы эти произведения?

Что общего у этих произведений?

Чему научила нас музыка сегодня?

Как может  звучать тема этого урока?

Ответы учащихся: «Любовь и страдание», «Муки любви» и т.п.

Слайд №9 название темы урока.

Учитель: Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в наши дни, и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои произведений, которые сегодня звучали на уроке. Урок подошёл к концу, но я надеюсь, что он заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей.

Вторичное закрепление

Слайд №10

Домашнее задание: найти информацию по теме Рок опера А.Рыбникова «Юнона и Авось». Сюжет рок оперы; какое место в ней занимает романс «Я тебя никогда не забуду».

Рефлексия

Слайд №11

  • Сегодня на уроке меня удивило то, что...
  • Мне понравилось...
  • Мне кажется, что...
  • Теперь я знаю точно, что...

Т. Л. Степанова, МОУ "СОШ №93",  Саратов