PDF Печать E-mail
Тема урока: «Певец моря». Раздел «Художественная культура 19 века».

 

Тип урока: комбинированный урок с элементами ИКТ.

Цель: раскрыть черты романтизма в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского.

Задачи: 

  • образовательная: закрепить знания учащихся по теме: «Романтизм в живописи»; познакомить учащихся с биографией и творчеством художника – мариниста И. К. Айвазовского;
  • развивающая: формировать навыки групповой и исследовательской работы;
  • воспитательная: воспитать уважение к русской культуре, к произведениям русского искусства.

Оборудование: компьютер, электронное пособие «История искусства от эпохи 17 века до современности» (презентация «Певец моря – Иван Константинович Айвазовский» Приложение,  репродукции картин художника.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

План урока (45 мин):

1. Организационный момент (2 мин)

2. Повторение пройденного материала (6 мин)

3. Целеполагание (2 мин)

4. Изучение материала с помощью ИКТ (25 мин)

5. Закрепление материала (8 мин)

6. Подведение итогов урока (1 мин)

7. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

 Айвазовский, кто бы  и что ни говорил,
есть звезда первой величины во всяком
случае
,  не  только у нас, а и в истории
искусства вообще
.
И. Н. Крамской 

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

а) Групповая  работа – работа с репродукцией картины по алгоритму:

     Назвать автора картины.

Вспомнить название картины.

Определить стиль.

Определить жанр картины.

Попробовать найти художественный язык картины.

Определить черты данного стиля (как они проявляются в данной картине?)

Свои впечатления.

Учащиеся делятся на группы и коллективно готовят рецензии на произведения (Эжен Делакруа -  автопортрет в костюме Гамлета, Орест Кипренский – портрет Е.В.Давыдова, Карл Брюллов «Всадница», Карл Брюллов «Последний день Помпеи»).

б) Работа в группах – интеллектуальный поединок (задать по три вопроса противоположной группе и самим ответить на три поставленных вопроса соперников).

            в) Проверка  задания (1-2 учащихся).

3. Целеполагание.

   Эти произведения позволили нам окунуться в эпоху романтизма.

Вопросы уч-ся

- Что мы уже знаем о романтиках? Каковы были основные идеи романтизма?

Ответы уч-ся, их обобщение

     Романтизм – это стиль в искусстве первой трети XIX века. Одновременно так называли целую эпоху. Романтики, отрицая действительность, критикуя абсолютизм и буржуазию, выдвинули идею бесконечного движения, развития. Можно выделить два лагеря романтиков: у одних – человек – игрушка судьбы, объект пассивный. У других – личность, бунтующая против враждебного ей окружающего мира. Их герой – мятущийся, борющийся, создающий свой мир, хотя пути ему не ведомы.

  4. Изучение нового материала с применением ИКТ.

 1) Жизнь и деятельность Айвазовского.

 Сегодня на уроке, мы познакомимся с творчеством еще одного художника – романтика. Главной темой его картин стало море.

        Море! Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз его видел? То ласковое, то гневное, изменчивое, как живое существо, сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве. Давайте вспомним,  кто из русских поэтов обращался к образу моря? Приведем примеры.

А.С. Пушкин:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной.
Ты катишь волны голубые.
И блещешь гордою красой.

   Все вы читали стихи А.С. Пушкина «К морю», «Море», где море—образ не пейзажный, а символический, море—символ жизни. А вот строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он мятежный, просит бури, 
Как будто в бури есть покой!

     За кажущейся простотой этого стихотворения скрывается сложный образ моря—выбора жизненного пути.

Давайте, обратимся к теме и эпиграфу нашего урока.

С творчеством,  какого художника мы будем знакомиться?

   Итак, речь пойдет об Иване Константиновиче Айвазовском. Наверняка вы уже слышали о нем. Что вы можете сказать о его жизни и творчестве?

   «Он был певцом о море ...», так как сам Айвазовский говорил: «Море - это моя жизнь». И действительно, он страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви - морем. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около 6.000 картин. Творчество И.К. Айвазовского - это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы.

       Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши) родился в Феодосии в армянской семье 17 июля 1817 года. Уже в раннем детстве мальчик проявил исключительные способности к рисованию и музыке. Двадцати лет он с большой золотой медалью окончил Петербургскую Академию художеств и  в 1840 году был направлен в Италию для усовершенствования. Через четыре года Айвазовский – европейски известный художник, почетный член нескольких академий – с триумфом возвращается в Россию. С почестями встретили мастера в Петербурге. Он удостоен звания академика, живописца Главного Морского штаба. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.  В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей. Был удостоен французского ордена Почетного легиона, других зарубежных наград. Его автопортрет помещен во флорентийской галерее Уффици.

    Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной.

      Внимательно вглядываясь в марины художника, можно почувствовать, что, изображая морскую стихию, водное пространство, он, по сути дела, передает жизнь света. Свет для него – созидательная сила, символ жизни.  Недаром живописец как-то сказал: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

     В последних полотнах мастера свету придано особенно сильное звучание. Он изливается на природу из невидимого источника, прорезая тьму мощным снопом.
     Своеобразно цветовое мышление Айвазовского. На полотне он дает иногда удивительное, поражающее декоративным великолепием сочетание красной, синей, зеленой, желтой красок. Глядя на его марины, зачастую забываешь о сюжете и воспринимаешь их как гимн цвету. В творчестве выдающегося мариниста воплотились такие черты, как жизнелюбие, мечтательность, любовь к колористическому богатству. Кроме красот России, Украины, Кавказа, Айвазовский неоднократно обращался и к природе Армении.

      В 1868 году, путешествуя по Закавказью, писал горные ландшафты, озеро Севан, Арарат и Араратскую долину.

     Эти вещи положили начало пейзажу в армянском искусстве. Он был горячим патриотом своего народа. В бытность за границей Айвазовский часто посещал братство мхитаристов на острове Святого Лазаря близ Венеции, где встречался с братом Габриэлом. Это сообщество, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, который сделал его центром по изучению армянской истории, культуры, собрал богатейшую библиотеку и древлехранилище (матенадаран), окружил себя учениками. Знакомство Айвазовского с этой «маленькой Арменией» означало для него приобщение к чаяниям народа, веками страдавшего под османским игом. Здесь художник прошел школу гуманистических, свободолюбивых идей. Интересно, что у мхитаристов не раз находил приют великий английский поэт Байрон, участвовавший в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига.
      Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги. Помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне. Во время военных действий находился в Севастополе, на передовой, воодушевляя русских солдат. Живописец живо интересовался жизнью разбросанных по всему миру соотечественников. С его помощью строились армянские школы и типографии, издавались литературные труды. Он оказывал материальную поддержку людям искусства, обеспечивал кровом соотечественников, чудом спасшихся от гибели и добравшихся до Феодосии. Вот малоизвестный случай из жизни художника. В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом.

      Однако в конце жизни живописцу суждено было испытать страшное потрясение. В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль».

       Он прожил долгую жизнь и сохранил удивительную работоспособность до конца своих дней. Смерть застигла его в мастерской, за мольбертом. Сгусток гнева и боли являет собой начатое 2 мая 1900 года – в последний день жизни живописца полотно «Взрыв турецкого корабля», которое так и осталось на мольберте неоконченной неоконченным…

 Кисть вдохновленная упала, 
Из рук великого творца.
Могучий царь морской стихии, 
И моря пламенный поэт
Угас, и волны голубые
Поют прощальный свой привет...

Айвазовский писал свои картины по совершенно исключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Все, что он изображал, он видел в действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения, передавая неуловимый ритм морского прибоя.

     «Движения живых стихий, – говорил Айвазовский, – неуловимы для кисти: писать молнию порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их». Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине «Девятый вал» изображено ранее утро после бури. Первые лучи солнца освещают еще бушующее море. Вода кажется прозрачной и как бы светится изнутри, словно художник писал не обычными масляными красками, а какими-то невидимыми составами. Громадная волна – девятый вал – вот-вот обрушится на группу людей, которые судорожно цепляются за обломок мачты погибшего корабля. Весь драматизм момента передан состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца пронизывают воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией. Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и любил весь город. Никто не уходил от него, не получив помощи и поддержки. Когда он умер в апреле 1900 года, все население провожало его в последний путь. На памятнике, воздвигнутом на могиле Айвазовского, начертано: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память».

 «Близ могилы твоей с шумом в брызги волна
О холодный песок разбивается.
Брызги - слезы ее, это плачет она,
О тебе, дорогом, сокрушается.
Ты так море любил, ты его прославлял
Своим гением, кистью могучею.
Вечно будет катить море вал свой на брег
Поминать тебя шумною тризною.
Так и ты, дорогой, будешь памятен век
Прославляем твоею Отчизною».

2) Просмотр презентации к уроку «Певец моря – Иван Константинович Айвазовский» (Приложение)

3) Черты романтизма в произведениях художника.

Вопрос уч-ся

- Почему картины художника относятся к направлению романтизма? В чем это проявилось?

Ответы уч-ся, их обобщение

    Умение видеть в самом прозаическом поэзию,  выдавало в нем личность романтическую. Уникальная зрительная память, виртуозное мастерство позволяли ему легко справляться с любой живописной задачей.

      Он чувствовал себя перед холстом так же, как стихотворец перед чистым листом бумаги. И, давая свободу воображению, вдохновенно творил поэмы о море.
      Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу. В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. Критики не раз оценивали ее как надуманную. Но таков творческий метод Айвазовского, обусловленный во многом народно-поэтическим восприятием природы. Вот почему самые драматические изображения «бурь» призваны не поразить, устрашить зрителя, а наполнить его сердце глубокой любовью к жизни, природе.

На «сказочность» его мировосприятия проницательно указывал Ф. М. Достоевский. «В его буре есть упоение, – писал он, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».
5. Закрепление материала.

      Напишите рецензию на картину И.К.Айвазовского «Девятый вал».

6. Подведение итогов урока.

       В чем же заключался огромный успех Айвазовского, не только в России, но и в Европе? Пройдя академическую школу, он  сохранил искренность и непосредственность душевных порывов и не боялся руководствоваться ими, стоя за мольбертом. Он не смог, да и не пытался, освободиться от некоторых академических доктрин, усвоенных им в годы ученичества, но уже даже  в начальный период самостоятельного творчества воспринимал мир удивительно жизненно и эмоционально. Это резко выделяло его из академической среды. Что касается традиций академической школы, то из них он,  прежде всего, черпал пристрастие к необычайности. В сочетании с непосредственностью чувств оно роднило его с романтизмом. Его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве.

7. Домашнее задание.

 Подготовиться к тестированию по теме «Романтизм в русской живописи»

Л. В. Ламбантова, МОБУ "СОШ с. Сальское", Дальнереченский район, Приморский край