PDF Печать E-mail
Тема: Образ женщины матери – сквозь века.

Цели: Приобщение к творческому наследию. Воспитание уважительного отношения к женщине. Развитие художественного вкуса.

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Повторение.

Слайд 1. Кроссворд

  1. Изучение нового материала.

Слайд 2. Проблемный вопрос.

- В искусстве есть великие, вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание.

КАКИЕ?

Слайд 4.Материнство.

Слайд 5. Тема урока: Образ женщины матери – сквозь века.

Слайд 6. Владимирская икона Божией Матери - одна из самых чтимых русскими людьми икон. Эта икона почитается чудотворной, истории ее почитания уже далеко не одно столетие. Перед Ее Владимирским образом молитвенно обращаются к Богородице в любом затруднении, особенно во время бедствия, о защите от врагов, об укреплении веры, о примирении враждующих, о смягчении сердец, а также об исцелении как телесных, так и душевных болезней. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России.

            Это святыня, пришедшая в Россию из глубины веков. Она одна из тех, которые списывал святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

Слайд 7. В 1155 г . сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Нам неизвестно имя гениального художника, произведению которого предстояло сделаться не только мировым шедевром искусства, но и стать величайшей святыней православной Церкви. Неведомо нам также ни одной черты его жизненного подвига. И только пристально всматриваясь в стилистическое своеобразие его шедевра, мы с некоторой приблизительностью определяем время его создания и, тем самым, эпоху, в которую жил автор. Период правления Македонской династии в Византии был временем мощного расцвета религиозного искусства.

Слайд 8. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города.

Слайд 9. Тихвинская икона Божией Матери - одна из восьми чудотворных и наиболее почитаемых в России икон Богородицы. Перед ней молятся о прозрении слепых и исцелении глазных болезней, при болезнях детей, при эпилепсии и параличе, о сохранении мира и ненаступлении войны.

Икона считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Слайд 10. В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», принадлежащей концу XV – началу XVI века, сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

Слайд 11. Посмотрите, что говорит о том, что это не просто женщина, а Мадонна. Дева Мария? Платье богородичных цветов – синий и красный.

Слайд 12. Леонардо да Винчи. «Мадонна Лита».

Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Слайд 13. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «…..». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи...

Слайд 15. Мадонна Бенуа. Мадонна с цветком.

М. Ф. Бокки «Достопримечательности города Флоренции»,1591 г: 

«Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён».

Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины.

Слайд 16. Мадонна Бенуа, Мадонна в гроте.

Слайд 17. Мадонна в гроте (Лувр)
Мадонна на скалах. Национальная галерея. Лондон

Одна из самых загадочных картин в наследии Леонардо. Леонардо крайне редко заканчивал свои картины, а эту писал 2 раза. Первую версию не хотели оплачивать, был суд, после которого в течение 2 лет согласился закончить новую работу. Почему заказчик Братство Непорочного зачатия отвергло первую версию не понятно. Скорее всего 2 версию писали ученики, но самые важные элементы (голова Мадонны и ангел) настолько великолепны, что их автором мог быть только Леонардо.

Слайд 18. Рафаэль Санти. (1483 – 1520). «Мадонна Канестабеле»

Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой», была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

            Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля.Ему еще не исполнится 19 лет ( в др. источника 20 лет), когда он написал свой шедевр "Мадонна Конестабиле« -миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст — обычная практика во многих музеях XIX века. Однако этот процесс приносил и свои открытия. Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия».

Слайд 19. Долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 г. не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница». 

Символизм:

Иоанн Креститель - с жезлом, увенчаным крестом;

Платье богородичных цветов

(синий и красный);

Фиалка – смирение Марии;

Водосбор – страсти Христовы.

Крупная по размерам (122 на 80 см) «мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин. Дева придерживает рукой прислонившегося к её колену младенца Христа. Он протягивает руку, чтобы взять у неё книгу (традиционный мотив композиции «Читающая Мадонна»). Их взгляды пересекаются. С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами.

Слайд 20. Мадонна на лугу. Рафаэль Санти «Мадонна в зелени»

Джовани Белинни.

            Вторая картина необычна своим горизонтальным форматом. Как правило, живописцы изображали Мадонну с Младенцем на полотнах вертикального формата. Кроме того, не характерна для Беллини и поза Богоматери, сидящей на земле. Чаще всего художник писал Мадонну либо по пояс, либо на троне. Поза спящего Младенца Христа предвосхищает ту позу, в которой будет лежать на коленях Матери Его мертвое, снятое с креста тело.

Слайд 21. Домашнее задание.

Подготовить сообщения:

1. Рафаэль Санти  - певец женской красоты (краткая биография)

2. Женские образы в творчестве художников.

            Слайд 22-25. Закрепление.

Подготовиться к проверочной работе.

Т. А. Гусакова, БОУ "Гимназия №117", г. Омск