PDF Печать E-mail
Тема: Биография и творчество Ивана Николаевича Крамского.

 

Цели: сформировать представление о биографии и творчестве Ивана Крамского; сформировать представление о «Бунте 14», передвижниках;

Развивать эстетические чувства, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, распечатки проверочной работы т репродукций картин Крамского И.Н.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и целей. Слайд 1-2.
  3. Вводная беседа.

Слайд 3. Автопортрет Крамского 1867 г.

Иван Николаевич Крамской родился в 1837 г. и умер в 1887. Жизнь его была не очень долгой – неполных 50 лет. Но ведь важно не то, сколько человек ходит по Земле, а как он прожил и какой след оставил после себя.

            - В чем же ценность созданного им? Как он стал художником? Какие картины писал? И , вообще, что он был за человек, что любил, что ненавидел? Словом, о чем говорит нам имя – И.Н. Крамской?

Слайд 4.  Дом художника.

Он жил в небольшом, но добротном одноэтажном доме, в слободе Новой Сотне, в Воронежской губернии. И тогда никто не мог предположить, что Ваня станет известным на всю Россию живописцем.

Слайд 5. Родители художника.

            Родители его, Николай Федорович и Настасья Ивановна Крамские, были людьми суровыми, вечно занятыми, к детям относились строго, лаской не баловали. Мать хлопотала по хозяйству. Отец с утра уходил в городскую думу, где работал письмоводителем. С ним работал старший брат Михаил. Средний – Федор – готовился стать учителем в уездном училище. На Ваню всерьез тогда никто внимания не обращал и его занятиями и играми не интересовался. Маленький, что с него взять. Пусть лепит глиняных человечков, да бегает с такими же мальцами. И Ваня играл с друзьями, становился бойчее, любил свою улицу, крайнюю к реке, а больше всего любил саму реку.

Слайд 6. Учился Ваня хорошо, ему было все интересно, все хотелось узнать. Занятий ждал с нетерпением. По всем предметам он шел первым учеником. Он считал недостойным делать, что-либо плохо. Каждый год заканчивал с похвальным листом. В аттестате одни пятерки. Ваня хотел учиться дальше, ведь 4 класса давали только нач. образование. Но мечта о гимназии осталась неосуществленной! Умер отец. Средств на обучение не было (образование тогда было платным). Ване исполнилось 12 лет и со смертью отца, закончилось его детство.

            Брат Михаил (старше на 15 лет) занял место отца, а Ваня стал писарем. Все так и думали, что братья всю жизнь проработают в думе.

            «Никому  и никогда я так не завидовал, как человеку действительно образованному» - спустя много лет писал Крамской.

            С интересом он рассматривал иллюстрации в попадавшихся ему книгах и журналах. И им вдруг овладела страсть к рисованию.

С чего все началось он и сам не мог вспомнить. Он стал зарисовывать буквально все, что попадалось ему на глаза. Это было очень странно, т.к. на уроках рисования ему всегда было скучно. Но, он понимал, что и рисованию тоже нужно учиться. Он сильно захотел быть живописцем.

            - Я хочу учиться на художника, - объявил он наконец домашним.

            - Глупости, - ответила мать. – У тебя уже есть дело. Ты писарь.

            - Я не буду всю жизнь писарем, - твердо ответил Иван. Я буду художником.

            - Глупости, - снова ответила мать, не поворачивая головы.

На этом первый разговор закончился. Но на следующий день Ваня снова принялся за свое.

            - Отдайте меня в обучение к живописцу.

- Ты хочешь быть похожим на бедного, совсем опустившимся, как Петр Агеевич. Мальчишки улюлюкали вслед, взрослые презирали.

 Таким Иван быть не хотел.

- Есть художники много лучше и благополучнее. Брюллов, например.

-Куда хватил! – ответил брат. Брюллов – талант!

На это было нечего возразить. Иван замолчал. Но через несколько дней опять завел разговор, а потом  еще и еще. Споры шли долго. Мать утверждала, что художники «ходят без сапог». Но зная настойчивый характер сына, наконец сдалась.

- Собирайся, отведу тебя в Воронеж, к лучшему живописцу. Но, все же она никак не могла понять сына.

            Через 3 месяца Ваня спросил:

- Когда же вы меня учить начнете? – спрашивал он у живописца.

- Ишь, какой прыткий!

            Так до ученья и не дошло. Гордый нрав Ивана не выдержал.

- В слуги не нанимался! – возмутился он. И ушел от иконописца.

            Иван продолжал рисовать со своими друзьями. Рисовали карандашом.

Слайд7  Портрет Тулинова

Как-то в дом пришел товарищ брата Федора  - Михаил Тулинов (брат похлопотал).

- Хотел бы посмотреть ваши рисунки.

Иван смутился, хотя только что с друзьями оживленно обсуждал свои работы. Но совсем другое дело показать их взрослому человеку, Ваня знал, что Тулинов – художник-любитель и фотограф. Друзья еле уговорили его показать рисунки.

            Перед уходом художник спросил, почему Ваня рисует только карандашом. Денег на это не было.

            - Заходи ко мне завтра. У меня есть кисти и хорошие краски. С удовольствием поделюсь.

            Всю ночь Ваня проворочался, понимал, что неприлично идти спозаранку в чужой дом, но ждать не хватало сил.

            - Вы не будете на меня сердиться, что я так рано?

Тулинов нисколько не рассердился. Ему сразу понравился маленький Крамской. Тулинов писал красками, стоя у мольберта.

            - Если бы мне хоть вполовину научиться так работать, я бы более ничего в мире не желал!

            С ТЕХ ПОР ОНИ ПОДРУЖИЛИСЬ, Тулинову – 28, Ване – 16. Ваня слушал советы старшего товарища, учился ретушировать фото.

            В Городок стали приезжать драгунские полки, а вместе с войсками приехал фотограф Данилевский. Работы было много. И В самый разгар у него сбегает ретушер. Как быть? Он нашел местного фотографа Тулинова, тот порекомендовал Ивана.

            Фотография тогда была несовершенной, изображения выходили нечеткими, приходилось подправлять. Ивану это было интересно. Он стал уговаривать Ивана поступить к нему на службу. Предложение показалось интересным, давало возможность поездить по России, узнать жизнь. Сам Данилевский не очень нравился юноше.

            Был составлен контракт со старшими братьями на 3 года и Крамской навсегда покинул родную слободу. В кармане был 1 руб, который он сам заработал, в качестве ретушера. Ни мать, ни братья не дали ни копейки. Сам выбрал свою судьбу, сам себя и обеспечивай.

            Мечтал поступить в Академию Художеств в Петербурге. Он обращался ко многим художникам, чтобы его обучили, но получал отказы. Оказалось, что в Петербурге живет Тулинов и его друг Литовченко

Слайд 8 Портрет художника Литовченко 1878

Друзья поддержали его идею с Академией Художеств. Литовченко там уже учился, он рассказал о требованиях профессоров, методах обучения.

В академии много рисовали с гипсовых слепков, и для поступления это было нужно.

Слайд 9. Голова Венеры и Лаокоон

Литовченко принес голову Венеры. Крамской лихо начал рисовать. Но чем дольше рисовал, тем больше ему не нравилось. Оложил один рисунок, сделал второй… пробовал и пробовал. Расстроился. Сказал Литовченко, что ничего из этой затеи не выйдет. Несколько дней вообще не рисовал, с друзьями не встречался.

Однажды вечером в дверь к Крамскому постучали, на пороге возник Литовченко с огромным свертком, замотанным в тряпицу.

Молча поставил на стол античный слепок. Он понимал, что Крамского не надо утешать, а надо подзадорить.

- Очень сложный слепок для рисования. Мало кому удается. Попробуй. Вдруг сумеешь. И ушел.

На следующий день Крамской пошел в библиотеку, следовало узнать, кого рисовать. Рисовал долго, но был удовлетворен. Литовченко и Тулинову и др. знакомым художникам работа понравилась.

РАБОТУ оценили по достоинству.

Слайд 10. Академия художеств

Осенью 1857 г. Иван Николаевич был зачислен учеником Петербургской Академии художеств. Мечта сбылась!

Начались занятия. Старательно и добросовестно выполнял все задания. Изучал анатомию, композицию, делал успехи, получал академические награды.

Однако, чем дальше, тем скучнее становилось ему на занятиях. Академия оказалась иной, чем рисовалась ему в мечтах. Устаревшая система не позволяла развивать индивидуальные способности каждого.

«Изящество должно быть во всем», - провозглашали профессора.

И даже когда ученики в классах рисовали мужиков-натурщиков, то требовалось исправлять на бумаге их мозолистые ступни по античным слепкам.

Время, когда Иван Николаевич учился в академии художеств – конец 50-начало 60-х 19 века, - было беспокойным. Несостоятельность крепостного права, волнения крестьян, студенческие беспорядки. В 1859 г. в стране революционная ситуация. Разве мог свободолюбивый дух времени не проникнуть в Академию художеств?

В изданиях «Русское слово» и «Современник» говорилось, что быть полезным может только глубоко национальное, реалистическое искусство, которое заставит людей задуматься, вызовет сострадание к угнетенным, возбудит желание улучшить положение трудового народа.

Поэтому молодежь стала собираться по вечерам. Лидером стал Крамской. У него был богатый жизненный опыт, его слушали, уважали. Сходились все у Тулинова. Назывались они «товарищество».

В 1861 г. стала появляться новая жанровая живопись. Но реалистичное  искусство было опасным.

Крамскому и его друзьям тоже хотелось, чтобы их работы были проникнуты духом современности. Но там все было по-прежнему, рисовали античность.

На выпускном экзамене художники подали в Совет Академии прошение о свободном выборе сюжетов. Ответа не последовало. Написали второе прошение – опять молчание. Стало ясно: профессора бояться. Тогда они пошли и устно изложили свою позицию.

- Не согласен и никогда не соглашусь. Если бы это было раньше, вас бы всех в солдаты, - резко выкрикнул в ответ академик Тон.

Слайды 11-13 Тон

Ректор постарался замять конфликт. Обещал свою поддержку, но надежды почти не было. Вечером друзья собрались вновь: отступать нельзя. Решили, если не разрешат свободный выбор – они не будут писать.

И вот наступил день конкурса 9.11.1863 – 10 часов утра. Вице президент невнятно объявил задание… Опять надо писать богов и героев…

Крамской вежливо и четко объяснил, что они не примут участия в конкурсе, т.к. совет не счел возможным выполнить их просьбу. А ведь это были лучшие ученики.

«Бунт четырнадцати», как известен он в истории русской живописи. О нем строжайше было запрещено упоминать в печати. За Крамским был установлен надзор.

Слайд 14. Артель художников

Молодые художники горячо верили в свою правоту и хотели работать. Образовалась артель художников. Поодиночке не выстоять. Выйдя из Академии, они оказались без всяких средств. У большинства не было денег на жилье, на материалы. Как ни плохи были академические мастерские, но они давали возможность работать. Теперт же , чтобы не пропасть, надо было объединиться.

Слайд 15-16. Жена

Крамской и еще 5 товарищей сняли квартиру, большая комната – гостинная, часть -  мастерские. Хозяйство вела Софья Николаевна Крамская – молодая жена художника, добрый его друг и помощник. Знаменитый портрет жены художника "За чтением" знакомит нас с молодой и довольно красивой женщиной. Написан он был уже спустя 5-7 лет с того момента, как И.Н. Крамской стал официальным мужем Софьи Николаевны и произошло это в 1862 году, за несколько месяцев до окончания Академии Художеств. Хотелось бы здесь написать яркую и романтичную историю знакомства и начала любви двух людей, но суровая жизнь редко предлагает большинству из нас что-то подобное. Так было и в жизни этой пары...

А начиналось все довольно неприглядно, учитывая условности и правила поведения того времени, Софья Николаевна Прохорова вполне могла бы претендовать на то, чтобы ее называли "женщиной легкого поведения".  Ее гражданский брак с  женатым на другой женщине господиным Поповым (тоже художником) закончился катастрофой: возлюбленный бежал за границу, оставив молодую женщину одну без средств к существованию и с подмоченной репутацией. Как и где Крамской с ней познакомился источники умалчивают, но презрев все светские условности он принял живейшее участие в судьбе Софьи Николаевны и спустя некоторое время она стала его женой уже официально.

Сам Крамской был главой и душой сообщества.

Слайд 17. Илья Репин

Постоянным участником «четвергов» вскоре стал и молодой Илья Репин. Он только что поступил в Академию художеств и вскоре, как в свое время Крамской с товарищами разочаровался в ней. Студенты ругали профессоров и с восхищением говорили о четырнадцати и их Артели. И вот Репин уговорил кого-то из старших товарищей взять его на очередной «четверг». Свободная и доброжелательная атмосфера, дружеская и в то же время откровенная критика нравились ему. Никто не обижался, если его работой были недовольны. Напротив старались переделать эскизы, исправить ошибки, добиться лучшего результата. Репин стал носить на критику ему свои рисунки. Он и еще целое поколение молодых художников стало считать его своим учителем. Одобрение и похвала Крамского ценились выше всяких наград. А ведь ему еще не было 30.

Много времени он уделял руководству Артелью. Дела шли все лучше. Добросовестное исполнение первых заказов снискало уважение и признание, известность. Заказов становилось все больше. Он даже забеспокоился, чтобы друзья не начали халтурить. Сняли квартиру побольше, ближе к центру.

Летом все разъезжались по родным местам, а осенью собирались вновь, привозя этюды и картины народного быта, портреты, пейзажи. Приезд каждого становился праздником.

Сам Иван Николаевич писал в основном портреты – заказные, товарищей по Артели, знакомых и жены.

Вскоре он завоевал славу замечательного портретиста. Многие думали, что это его призвание, сам Крамской так не считал, но в то время любил писать портреты. Позже, когда начали рождаться дети, семья разрасталась и требовала все больше средств, он хотя и писал портреты – возненавидел их.

А Артели его расстраивало, что творчество его художников известно только богатым людям. Простые горожане и крестьяне картин не приобретали , на выставки в столицы не ездили.

Крамской решил устроить выставку для простых людей. Деятельный и страстный он зажег своей идеей  остальных.

Слайд 18.

Выставка открылась летом 1865 года в Нижнем Новгороде. Там каждое лето работала Всероссийская ярмарка и туда съезжались из всех городов и деревень. Формальным устроителем было «Петербургское собрание художников». Просто Крамскому бы отказали (из-за бунта 14) и он подстраховался уговорив их.

Первый опыт был не совсем удачен. Члены общества привезли много академических работ, но все же была и бытовая живопись. Именно около картин из жизни и толпился народ.

Слайд «Отдых на сенокосе», «Возвращение ссыльного», «Конюшня», «Вечер в поле» - все знакомое, словно подсмотренное в их деревне, в их городе.

Дольше других в зале оставались люди простые, неловко чувствующие себя среди красочных полотен, бородатые, в зипунах и лаптях, эти зрители заглядывались на картину «до слез», качали головами, что-то шептали, и уходя, говорили:

- Пойду-ка я приведу земляков. Пускай подивятся.

Народ тянулся к искусству. Следовало продолжать такие выставки, хотелось делать это силами самой Артели, но художников в Артели было мало. Да и атмосфера стала меняться, личное положение артельщиков улучшалось, терялась прежняя зависимость от друг друга , от общего дела. Некоторые набирая много заказов, уже не уделяли должного влияния качеству работ, перестали прислушиваться к советам товарищей.

Чашу терпения переполнил поступок одного из членов-учредителей Артели. Вопреки их общим принципам – не зависеть от академии художеств, один из товарищей втайне подал прошение о загран командировке за казенный счет. Такого отступничества Иван Николаевич вынести не мог, но другие отнеслись к этому равнодушно. Это расстроило его еще больше.

Гордый и неподкупный вышел из Артели. Потеряв своего руководителя Артель вскоре распалась.

Слайд 19 Кто такие передвижники?

Люди шли в Академию художеств, но не на академическую выставку, а на выставку нового товарищеского братства – передвижных художников. Залы Академии сняли за неимением других помещений.

Выставка была для того времени необычной. Картин было немного – всего 46. Но какими свежими были произведения! Ни надоевших все богинь и амуров, ни парадных портретов сановников и светских дам, ни романтических пейзажей с роскошными деревьями и водопадами – ничего этого зрители не увидели.

Слайд 20 Зато из рам смотрели на публику ее соотечественники в скромных одеждах: художники Васильев и Клодт, скульптор Антокольский, чьи портреты создал Крамской.

Слайд21  Завораживал пейзаж Саврасова «Грачи прилетели». Написанный с удивительной теплотой, он как бы показывал людям, что красота рядом, нужно только уметь ее увидеть.

Слайд 22.Радовало, притягивало полотно «Охотники на привале» Перова.

Сколько в нем тонкого юмора и жизненной убедительности.

Слайд 24. Совсем иное настроение создавала картина Прянишникова «Порожники». Грусное и безысходное.

Слайд  25. Историческое полотно Ге «Петр 1 допрашивает своего сына царевича Алексея в Петергофе», поразило всех драматизмом и простотой.

Слайд Крамской «Майская ночь».

Сюжет повести любимого Гоголя. Художник изобразил сцену сна Левко. На первом эскизе он даже нарисовал спящего Левко в правом нижнем углу картины, но потом отказался от этого.

Ни одной выставке пресса прежде не уделяла столько внимания, сколько этой. Крамской был доволен.

Еще до выхода из Артели , он чувствовал, что ее свуществование теряет всякий смысл. Нужно было устраивать независимые выставки.

Слайд Зимой 1868 года московский художник Мясоедов подал мысль об организации выставок каким-либо кружком. Крамской пришел к тому замыслу, и Ге занялись организацией нового художественного братства в Петербурге. Мясоедов и Перов в Москве.

Слайд 2 ноября 1870 года подписали Устав организации, которую назвали «Товарищество передвижных художественных выставок». Члены товарищества стремились к тому, чтобы народ узнавал отечественное искусство.

Слайд Первая выставка открылась в ноябре 1871 года в Петербурге, затем поехала в Москву, Харьков, Киев. Ее посетило около 30 тыс. человек (это по билетам), а так как люди неимущие допускались художниками бесплатно, то цифра на самом деле больше. Успех превзошел все ожидания. И все радостные и веселы стали готовиться к следующей выставке.

Слайд «Христос в Пустыне» 1872 г.

Иван Николаевич писал давно задуманную им картину, которой суждено быть центром всеобщего внимания на 2-й передвижной, стать одним из лучших произведений.

Передовая демократическая интеллигенция горячо верила, что подлинная гражданская деятельность невозможна без готовности человека-борца принести себя в жертву во имя своих идеалов.  Иван Николаевич долго размышлял над этим вопросом. Итогом раздумий стала картина «Христос в пустыне».

Посреди голой, безлюдной пустыни  сидит на камне человек. Он погружен в глубокую думу. Ему предстоит выбрать свой жизненный путь. Он жаждет для людей добра и справедливости. Но как этого достичь? Многие художники на протяжении веков рисовали Христа, но Крамской отошел от религиозной темы. «Я хотел нарисовать глубокомыслящего человека». Сам Крамской говорил, что написал его «слезами и кровью».

К. А. Савицкий, живший этим летом вместе с Крамским, рассказывал потом Репину, что он, „страдая в то время удушьем, часто не мог спать по ночам, иногда до рассвета, и был невольным свидетелем, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье, пробирается тихонько в туфлях к своему „Христу“ и работает, бывало, забывшись, просто до упаду иногда“. „Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться“, — писал Крамской Васильеву. С волнением, не лишённым горечи, думал он о том, как примут люди эту песню его души, что скажут, поймут ли ее: „Да, дорогой мой, кончил или почти кончил „Христа“, и потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в него и критику свою разводить“.

Слайд Савицкий и Шишкин

Художнику необходим был отдых. Он чувствовал себя разбитым и опустошенным. Христос висел в Третьяковке – это было истинным признанием его труда.

Наступило лето 1873 г. , семья Крамских перебралась на дачу в Тульской губернии, близ Козловска-Засека. Туда же приехали с семьями ближайшие друзья – художники Шишкин и Савицкий. Художники любили рядом снимать дачи, так интересней работалось и веселее жилось.

Места были кругом красивые. С раннего утра художники брали этюдники и бродили в поисках красивых мест для работы с натуры. Крамской уговаривал Шишкина рисовать понравившиеся корявые сосны и дубы, тот отказывался, приходилось Крамскому самому, а ведь он далеко не пейзажист. Часто оставлял неоконченные работы. Он и сам понимал, что пейзажи не его стихия.

Слайд Павел Михайлович Третьяков

Третьяков в то время занялся портретным собранием деятелей культуры – писателей, художников, музыкантов, артистов. А Крамской был отличным портретистом. Он и стал одним из главных исполнителей собрания. Именно Крамского попросил Третьяков написать портрет Толстого.

Слайд Портрет писателя Л.Н. Толстого.

Они никак не могли встретиться. Крамской ждал все лето писателя, он ведь дал слово Третьякову. Наконец граф прибыл. Так долго Крамской ждал этой встречи. С волнением он начал объяснять, но чем дальше, тем суровее становилось лицо Толстого. Лев Николаевич ответил решительным и холодным отказом.

-Но почему? Он не понимал: скромность, равнодушие или нежелание доставить себе неудобства.

Толстой принялся отвечать. И как он начал писать Анну Каренину и свои творческие замыслы. Они прониклись друг к другу.

- я уважаю ваши причины и не смею больше настаивать. Но ваш портрет все равно будет в галерее.

-Как так?

- Очень просто. Я разумеется его не напишу. Но его напишут лет через 50 с вашей фотографии, и тогда только останется пожалеть, что портрет не был сделан с натуры своевременно.

Толстой задумался и Крамской дожал его сказав: «Если портрет не понравится, я его уничтожу». Согласие дано, но на 2 портрета (один для семьи). Трудно было писать сразу 2 разных (Третьяков не любил повторов).

А в это время Толстой писал портрет Крамского, но не живописный, а литературный. Крамской стал прообразом для художника Михайлова в «Анне Карениной».

- А ведь Михайлов страсть , как похож на Крамского, - писал Репин, прочитав роман. Живописец заинтересовал писателя не менее, чем писатель живописца.

Слайд Мужики

Тем же летом Крамской написал несколько местных мужиков. Мужики были сильные, работящие, уставшие, смиренные, хитроватые.

«Полесовщик». 1874. – 4 передвижная выставка.

Третьяков долго смотрел на нее, и не купил. У картины своя история… И все таки она в Третьяковке.

«Крестьянин с уздечкой» (Портрет Мины Моисеева) 1883.

Слайд Портрет поэта Н.А.Некрасова

Работа из-за тяжелого состояния больного, двигалась медленно, с перерывами. Во время создания портрета Крамской постоянно сверялся с фотографиями, не доверяя зрительной памяти.

            Уже кончая портрет, Крамской вернулся к первоначальному замыслу: нарисовать больного поэта. Почему? Чтобы ощущался момент борьбы духа и плоти. Продолжить творить для людей и в муках – это ли не жизненный подвиг?

Слайд «Н.А. Некрасов в период «Последних песен».

            Некрасов в постели, но не лежит неподвижно, а полусидит прислонившись к подушкам. В одной руке лист бумаги, в др - карандаш. Поэт сочиняет, муза не покинула его. Это была картина –портрет! И название д.б. одно «Н.А. Некрасов в период «Последних песен».

            Холст, на котором написана картина, весь испещрен шрамами. Это следы длительной и трудной работы живописца. Голова, выполненная непосредственно с натуры, расположена на отдельном, маленьком куске холста, вшитом позже в основной. Ясно, что художник дорожил этим фрагментом. Картина заняла достойное место в ГТГ.

            Слайд «За чтением». 1863

Из всех людей на Земле самыми дорогими людьми были Соня-старшая и Соня –младшая. Софья Николаевна и Софья Ивановна, жена и дочь. Конечно, и сыновей он очень любил (их было 5). К великому горю, двое младших умерли.  Трое старших озорные , шумные мальчики, доставляли много счастливых минут, но не давали того душевного успокоения. В их глазах он всегда видел понимание, в эти родные глаза, так похожие у обеих.

            Его Сони были очень похожи. Глядя на дочь, он видел в ней жену, какой была она 20 лет назад  и его все время тянуло взяться за кисть.

            Ему доставало огромное удовольствие писать обеих.

В портретах, как будто одна девушка, только в разных позах.

Слайд Портрет Сони Крамской, дочери художника. 1874.

Крамской писал дочь не раз.

Слайд «Крамской, пишущий портрет дочери»

Захотелось оставить  память об отце-художнике, пишущем ее портрет. Он придумал картину сам.

Когда дочь была маленькой, Иван Николаевич ее почти не писал. Ему почему-то не давались изображения детей и подростков. 

Слайд Портрет С.Н. Крамской, жены художника. 1879

В 70-е годы он  редко работал и над женскими портретами, зато в 80-е создал целую галерею прекрасных женских образов. Начало ей положил портрет жены 1879 г.

Полотно выставили на 7 передвижной выставке. С этой женщиной он делил горе и радость столько лет.

Слайд «Неутешное горе», 1884.

И всё же самый сильный женский образ, писанный во многом с Софьи Николаевны, писан в 1884 г.

То был не портрет, картина. Разные события подтолкнули Крамского к созданию этого полотна. Ему предшествовало много набросков и этюдов. Дважды пережил Иван Николаевич смерть своих сыновей. Но ничто не могло сравниться с горем матери. Она никого не замечала в те дни, часами сидела неподвижно, вспоминая своих мальчиков, их смешные словечки. Сначала одного, потом другого, оторвала от себя. Сначала обливалась слезами, потом и слез не стало, все в ней окаменело. Сколько смотрел на нее И,Н. , не в силах облегчить ее страданий.

Слайд «Неутешное горе» Первоначальные варианты картины.

Хотя Крамской хотел написать картину «Вдова», переживая военные события. Но из этого замысла и из личных переживаний, родилась постепенно «Неутешное горе».

Слайд «Неизвестная».

Одновременно с «Неутешным горем» Крамской писал «Неизвестную», которую закончил на год раньше в 1883 г.  Молодая, роскошно одетая женщина едет в коляске по Невскому проспекту. Кто она? С кого ее писал К? Было много споров. Некоторые считали, что это Анна Каренина. Возможно было изображено явление эпохи – девушка-содержанка богача.

Слайд «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»

Годы не сломили Крамского, хотя жизнь была не проста. Смерть сыновей, вечные долги, надоевшие заказные портреты, упорный изматывающий труд, творческие неудачи. Но куда безденешья. Он закрывался в мастерской, зажимал левый бок рукой –уставшее сердце отдавало тупой болью. Подходил к огромному холсту, стоявшему уже несколько лет тут, сдергивал занавес и долго молча смотрел. Полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»), задуманное как продолжение «Христа в пустыне», стало трагедией художника.  15 лет, половину всего творческого пути, Крамской думал над ним. Писал другие картины, а думал об этой. Но шли годы – картина не получалась. Он переживал, почему не получается многофигурная композиция, нет колористического решения. Не давалась и сама идея картины – толпа осмеивает героя, пошедшего ради нее на смерть.

В России как раз народники пошли по деревням пропагандировать свободолюбивые идеалы и нередко «мужики» сами сдавали их жандармам. Много героев-одиночек погибло на каторге. Трудное было время. Крамской был расстроен, подавлен.

Слайд Портрет доктора К.А.Раухфуса. Последняя неоконченная работа. 1887.

24 марта (5 апреля) Иван Николаевич торопился в свою мастерскую. Сердце в тот день не напоминало о себе. Он был бодр. Порадовался своему хорошему самочувствию. У него был назначен сеанс доктору Раухфусу. Его портрет К. готовился делать с удовольствием. Сколько раз Карл Андреевич Раухфус склонялся над больными детьми. Посмотрит, успокоит, даст лекарство… Как давно это было. Теперь дети выросли, доктор уже не приходил к Крамским. Но теплое чувство у нему осталось навсегда.

Сеанс начался во время. Работа не представляла труда, каждая черта была знакома художнику. Несколько часов к ряду его точная кисть наносила мазок за мазком.

- Не передохнуть ли вам, Иван Николаевич? – спросил Раухфус.

- Я вовсе не устал, Работается прекрасно, весело ответил Крамской.

Он действительно давно себя не чувствовал так хорошо.

Лицо закончено, принялся за фигуру. Радовался – портрет получался отменно. Поднял кисть в очередной раз и вдруг рухнул на мольберт. Кисть выпала навсегда.

Итог урока.

Т. А. Гусакова, БОУ "Гимназия №117", г. Омск