PDF Печать E-mail
В методическую копилку учителя обществознания. Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

 

Введение

            Ужесточение экономических и социальных условий, правовой нигилизм немалой части взрослого населения приводят к естественной реакции молодого поколения - смещению в негативную сторону нравственных ценностей.
   Сегодня от решения проблем молодежи зависит  не только настоящее, но и будущее нации.
     Неформальные объединения -  это социальные группы детей и молодежи различной направленности. Неформальными их называют только потому, что они не зарегистрированы официально и, обычно, обходятся без руководства взрослых.
    Но, тем не менее, неформальные объединения требуют пристального внимания, так как в некоторых случаях возникают группировки с экстремистской направленностью.  

            Почему же молодежь вступает в какие-либо неформальные объединения?   Отсутствие понимания в семье, учебном коллективе приводят к тому, что подростки нередко готовы принять нормы и моральные принципы, которые расходятся с их собственными

Кроме того, подростки стремятся выделиться из общей массы, но проще выделяться группой, внутри которой они, тем не менее, « как все».Поэтому каждое сообщество отличается одними общими «опознавательными знаками»,внешним видом: одеждой, прической, макияжем, отдельными аксессуарами. Это дает чувство собственной исключительности и значимости, чегоне достает в семье и школе.

Каковы идеи и цели современных неформальных объединений? К примеру, цель ростаманов, панков, эмо, готов, байкеров, рокерови многих других – уход от действительности тем или иным способом.

    Подобные группировки обычно не несут особого вреда для подростка (за исключением случаев, когда в дело идут наркотики любой силы, алкоголь, курение), и, в принципе, безопасны для окружающих. Вместе с тем, существуют и другие группировки, деятельность которых носит криминальный характер. Например, – всем известные скинхеды, или бритоголовые. Их экстремистские настроения не подлежат сомнению, они опасны для общества.

 Информация о «неформалах»  для подростков не новость. В отличие от взрослых, почти все, если не лично, то понаслышке знакомы с представителями той или иной молодежной субкультуры.

      Многие старшеклассники могут рассказать о «неформалах» больше любого взрослого, даже не будучи эмо, готом или ростаманом. Тем не менее, школьники явно не желают, чтобы их заподозрили в принадлежности к какому-либо течению. Фраза одной из старшеклассниц подтверждает это: «Зачем нам это рассказывать? Мы нормальные люди!» То есть ребята понимают, что «неформалы» - это ненормально. Значит, не все еще потеряно!

  1. 1.Понятие «молодежь» и «субкультура»

Молодежь как специфическая группа изучается многими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией и другими.

В широком смысле слова молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.[2]

Субкультура включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон; фольклор и другое.

С точки зрения культурологии субкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды.[4] По социально-правовому признаку выделяют:

1. Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2.  Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;

3.  Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);

2.  Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

3.  Криминальные (гопники, люберы);

4. Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Синкевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1.  Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2.  С социальной позицией – экокультурные;

3.  С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4.  С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также молодежные движения можно разделить на такие группы:

·  связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

·  отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

·  связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;

·  связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

·  связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

·  враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;

·  религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

·  группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

·  элита: мажоры, рэйверы;

·  антикварные субкультуры: битники, роккабильщики;

·  субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

·  социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Таким образом, молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

2. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи

В отечественной научной литературе молодёжная проблематика стала рассматриваться только с начала XX века. Можно выделить пять периодов в изучении такой группы, как молодежь. Первый период охватывает дореволюционное время. В это время появляются статьи о проблемах учащейся и студенческой молодёжи, о проблемах быта и материального положения студенчества, о положении рабочих-подростков на производстве и в быту, о проблемах «отцов и детей». Второй период относится к 20-м годам XX века: изучаются проблемы труда и воспитания молодёжи. Третий период приходится на середину 30-х годов XX века. Молодёжь стала рассматриваться на этом этапе как объект социалистического воспитания. Четвёртый период изучения молодёжи приходится на 60-е годы XX века. На этом этапе основными темами были: нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - социалистического" облика молодёжи, патриотизма, честности, порядочности и верности идеям марксизма-ленинизма. Пятый период приходится на последние годы, когда стали появляться работы, в которых проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций: учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых А.А.Матулениса, Н.С.Слепцова, В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и других.[6]

Если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

3. Культура и сферы реализации молодежи

Выделяют следующие сферы реализации молодежи:

1.  Досуговая сфера. Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут. Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода.[8]

4.  Сфера культуры. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников.

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение).

5.  Профессиональная сфера. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам. В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов. Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%). Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии. В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены. Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза? В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов.

Заключение

Молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

У молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у "зрелого" человека: молодежь находится в положении зависимости в силу своего возраста; большая часть молодежи не включена в процесс производства; большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни; молодежь находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности; в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии; социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации.

Рассмотрев вопрос о сферах реализации молодежи был сделан вывод, что существуют такие сферы реализации молодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.

Список использованных источников

1. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996

2. Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества// Социологические исследования. 2000. № 6

 3. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вест. Российского гуманитарного фонда. – 1997. – № 1.

 4. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999

 5. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003

6 Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003. С. 232

7 Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990

8. Ионин Л.Г. Социология  культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 2003

9. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003

10. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990

Е. А. Анисимова, МАОУ "СОШ №29", г. Березники, Пермский край


[2] Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999.

[4] Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003.

[6] Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2003

[8] Вишневский Ю.Р.  Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г.