PDF Печать E-mail
Введение простейших музыкальных инструментов в процессе обучения на уроках музыки в начальной школе

 

 «Детство подобно молодому деревцу, ибо, куда кто хочет,

туда может наклонить тонкое дерево.

Так и ребенка, к чему его повернешь,

туда он и будет наклонен».

                                                                                      С Полоцкий

В начальной школе закладывается основа образованности, веду­щая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития  школьников, необходимо уделять гораздо большее (чем это наблюдается в настоящее время) внимание художествен­ному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формиро­вания у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой музыкальной культуры.

Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка. Только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир широко открытыми глазами, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, необходимо  научить его творить и творчески мыслить, развивать эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.  

Большое значение приобретают занятия музыкой, - искусством, как нельзя более воз­действующим на эмоциональную сферу человека. В начальных клас­сах это пение детей в хоре. При первом прослушивании обнаруживается, что у некото­рых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения.

Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певчес­кого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, разви­вает музыкально-творческие способности.

Успешное использование простейших музыкальных инструментов в современных общеобразо­вательных школах доказывает эффективность и целесообразность этого вида детского музицирования. Надо заметить, что термины «простей­шие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музы­кальных инструментов для младших школьников.

Эти инструменты, как правило, можно разделить на две группы:

1 группа - инструменты без определенной высоты звука или шумовые:

ложки, трещотки, бубны, маракасы, барабаны, кастаньеты, буковые палочки и др.; 

2 группа - инструменты с определенной высотой звука:

свирели, металлофоны, ксилофоны, детские пианино.

Нельзя по-настоящему художественно ни исполнять, ни сочинять, ни слушать музыку, не умея самому думать и чувствовать звуковыми образами. Это умение от природы есть, конечно, в большей или меньшей мере у всех. Надо только дать ему развиться.          

Мысль об участии в оркестре всех детей, в том числе и с низким уровнем музыкальности, явилась первым шагом к постановке проблемы музыкально-творческого воспитания всех без исключения учащихся в процессе обучения игре на простейших инструментах.

Как показал практический опыт, не только пассивное слуховое знакомство, но и активное изучение различных детских музыкаль­ных инструментов, способов и приемов игры на них может способствовать целенаправленному раз­витию тембрового, гармонического, полифонического, динамического слуха, а также чувства ритма и темпа.

Наиболее ответственным моментом является инструментальное многоголосие при сопровождении песен или пьес. Учитель испол­няет новую песню для разучивания в классе, а дети вслушиваются в характер мелодии, фактуру фортепианного аккомпанемента. Затем вместе с учителем они обсуждают состав детского оркестра для инструментального сопровождения, возможные инструментальные подголоски, варианты вступления инструментов, характерные для данной песни различные мелодико-ритмические модели, а также приемы игры каждого из инструментов. Учитель учитывает все предложения детей, совместно с детьми  создает партитуру, распи­сывает партии инструментов.

Конечно, на уроке музыки это будет несложный полиинструментальный аккомпанемент. Участие всех учеников  в активном музицировании поднимает на более высокий уровень значимость урока музыки, объединяет класс в единый музыкальный коллектив, способству­ет повышению уровня музыкальной культуры всех учащихся и развитию творческих способностей каждого. Таким образом, игра на элементарных музыкальных инструментах ста­новится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что  музыкаль­ные и творческие способности есть целостный и взаимозависимый комплекс совершенствующегося музыкального сознания детей — через элементы творческих проявлений, мыс­ленное музыкальное осознание ритмомелодических моделей. Развитие внутреннего музыкального слуха является одной из наи­более существенных сторон в процессе роста музыкальных способностей ребенка.

          Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах до­казывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкаль­ной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», потому, что инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к положительным ре­зультатам в музыкальном воспитании подрастающего поколения.

И. И. Соломина, МОУ гимназия № 24 г Люберцы, Московская область