PDF Печать E-mail
Тема: «Мазурки и этюды Шопена». План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)

 

Программные задачи:

1. познакомить с особенностями мазурок и этюдов Шопена;

2. закрепить знание биографии Ф. Шопена;

3. активизировать на уроке работу с учебником;

4. проследить межпредметные связи музыкальная литература-сольфеджио (интервалы, буквенное обозначение тональностей, лады в музыке), музыкальная литература – специальность (мазурки, этюды);

5. продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;   

6. расширять музыкальный кругозор учащихся.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Мазурка Cdur

Ф. Шопен. Мазурка  a moll

Ф. Шопен. Этюд №15 c moll

Ф. Шопен. Этюд №3 Edur

Наглядность и оборудование:

  1. Портрет Ф. Шопена
  2. Музыкальный центр, аудиозаписи.
  3. Кроссворды (по количеству уч-ся).
  4. Учебники (по количеству уч-ся).

План урока:

I. Опрос: 1. Работа с кроссвордами. (10 мин.)

II. Объяснение новой темы: (25 мин.)

На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена, а теперь приступаем к разбору его творчества. Шопен оставил исключительно фортепианное наследие и сегодня на уроке мы поговорим о мазурках и этюдах Шопена.

Итак, что такое «мазурка» - заслушать небольшое сообщение уч-ся.

Мазурка – польский народный танец в трёхдольном размере. Ритм танца изменчив, акцент падает на последнюю долю такта. Танец произошёл от трёх народных танцев – мазур, куявяк, оберек.

Мазурки Шопена – картинны, сам композитор называл их «obrazki» (картинки).

Мазурка до мажор – деревенский праздник, «мазурка мазурок». Состоит из ряда самостоятельных танцевальных мелодий. Начало – гудит квинта. Сколько ступеней содержит квинта, тоновая величина, обозначение. Построить квинту от ноты «до». Сыграть тему – проследить муз. фрагмент №101 по учебнику. Данное начало изображает звучание волынки – национального духового инструмента (показать волынку).

Мелодия весёлая, подвижная с чётким, острым ритмом. Общая пляска сменяется сольным номером.

Затем «танец девушек» - нежная лёгкая музыка.

«Мельница» - шутливое замешательство танцоров.

Лидийский лад (мажорный лад с IV повышенной ступенью). (На доске написать, посмотреть в нотном примере).

В конце возвращается основная тема мазурки.

 Слушаем Мазурку до мажор – Диск 10 (5 кл.) тр. 7

Мазурка ля минор – образы Родины (жил в иммиграции).

I часть – в начале задумчивая грустная мелодия. Движение по основным звукам ля минорного трезвучия (вспомнить – осн. зв. – I, III, V ст., сыграть и спеть их). Проследить муз. фрагмент №103 по учебнику. Медленный темп, лёгкий акцент на 3 доле - изящество.

IIчасть – задорный деревенский праздник.

III часть – возвращается нежная грациозная тема из I части.

Слушаем Мазурку ля минор – Диск 10 (5 кл.) тр. 9

Перейдём к «этюдам» - заслушать небольшое сообщение уч-ся.

Этюд – пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на каком-либо инструменте. Развитие виртуозных приёмов крупной техники (октавы, двойные ноты, аккорды, арпеджио), развитие бисерной техники (мелкой) или мягкости и певучести.

Этюд до минор  «Революционный» - выражение гневного протеста и острой душевной боли, охватившего композитора, когда он узнал о подавлении восстания против русского самодержавия в Польше. На фоне бурных стремительных пассажей звучит призывная волевая мелодия, призыв к борьбе.

Слушаем Этюд №12 –  Диск 10 (5 кл.) тр. 15

По страстному эмоциональному накалу революционный этюд Шопена родственен героической музыке Бетховена.

(Этюд ми мажор – «песня без слов».)

I часть – мелодия отличается глубиной, мягкой задушевной напевностью. Медленный темп, плавное движение, мажорный лад, но оттенок светлой печали.

II часть – подобно морским волнам в шторм – пассажи, сила звука – ff.

III часть – повторение I части.

Это любимый этюд Шопена.

(Слушаем Этюд №3 –  Диск 10 (5 кл.) тр. 17)

III. Итог – выставить оценки. (5 мин.)

     Домашнее задание – с. 154-158, 165-168, выучить 1 тему из любого произведения.  

Литература

1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран./ М. «Музыка», 2000.

2. Гуревич Е. История зарубежной музыки. / М. «Academa», 2000.

3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. / М. «Музыка», 1982.

4. Роланд Вернон. Жизни великих музыкантов. / М. ТОО «ПОМАТУР», 1996.

5. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. / М. «Музыка», 2002.

Л. В. Шнайдер, МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ", с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский АО