PDF Печать E-mail
Средневековый театр

 

1

Повторение

Составить толковый словарик на тему Средневековая культура – 5 слов.

Тема            Средневековый театр
  1. I.Вступительное слово учителя.

 

Средневековая культура Европы и Востока внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место, она заложила фундамент современной цивилизации.

 

Если в предшествующий период средневековья, изучаемый вами на предыдущих уроках, основными центрами культуры были монастыри и церкви, то, начиная с XI века, эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв., её главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр, музыка и народное творчество.

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности.

Сегодня речь пойдет об одном из направлений культуры Средневековья – театре, театральных представлениях, которые положили начало литургической или духовной драмы.

Перед вами театр позднего Средневековья, он напоминает нам современный театр – это и партеры, и балконы, и гримерные, и реквизиты, и буфеты, и архивы, но театр второй     половины Средневековья начинался с подмосток церковных храмов и городских площадей.

2. Показ презентации

слайды с 4-12

Средневековый театр

   

Посмотрите на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Сюжет этой картины непосредственно связан с фарсом. Противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло – суть этого сюжета. Все участники шумного действа разделены на две группы. Первая окружает масленицу (Карнавал), вторая -  Пост. Масленица – толстый бюргер на огромной пивной бочке. За его спиной – шумное веселье и разгул. Напротив – тощий, унылый Пост в монашеской одежде, в руках у него деревянная лопата с двумя селедками.

Работа с текстами

проверка знаний              слайды с 13-17

  1. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

 

  1. Литургические драмы чаще всего носили характер:
    1. светский
    2. церковный
    3. народный
  1. Как назывался новый вид религиозных представлений XIII века?
    1. мистерия
    2. драма
    3. эпос
  1. Фарс означает «начинка», «фарш» в переводе с:
    1. латинского
    2. итальянского
    3. французского
  1. Хорал XI века получил название григорианский в честь:
    1. Людовика IX
    2. Генриха II
    3. Григория I
  1. II.Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали нового? В чем вы видите единство средневекового театра и музыки? На что вы больше всего обратили внимание?

Домашнее задание

Пояснить слово  анафема. Его связь с театром.

Светские театры были закрыты, актеры – в том числе странствующие комедианты, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны – преданы анафеме.

«отлучение») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

Средневековый театр

век жанр Место действия Сюжет, содержание

Театральный представления IX-XII вв. связаны непосредственно с литургической драмой, позволяющей в полной мере представить характер и особенности театральных постановок. В основном они исполнялись в рамках церковной службы и носили условный характер. Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поколении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодействе Ирода, рассказ о Воскресении Христа.

Условный характер литургической драмы можно проследить на примере одной из ранних пьес: «Шествие добродетелей» (конец 1140-х гг.). Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви. Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем. Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия, но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят преклонить колени, чтобы Бог-Отец смог достичь их души. Таким образом, все зрители становятся актерами.

Во второй половине XII века, представления литургической драмы начинают разыгрываться не в ограниченном пространстве церкви, а выносятся на паперть-площадку перед церковным входом, а позднее на рыночную площадь города.

Характерной особенностью литургической драмы является использование в ней церковной музыки, авторских ремарок и вставок – диалогов. Музыкальная сторона литургической драмы зависела от особенностей григорианского пения. Помимо возвышенных и серьезных текстов стали использовать и комические, к которым церковь относилась не благосклонно.

В XIII  веке возникают новые виды религиозных представлений, связанных с чудесами – миракли (лат. «чудо»), а затем моралите и мистерии, носящие назидательный, поучительный характер. Слово «мистерия» греческого происхождения и обозначает таинство, действие, посвященное важному и значительному событию. Мистерия – самое яркое театральное зрелище средневековой эпохи, посвященное Страстям Господним, с XV века историческим событиям. Мистерия – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до т25 дней подряд. Для создания мистерии требовался автор-драматург, а для её постановки – режиссер. Театр мистерий возник в Италии в Риме. С 1264 г. Их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции. Мистерии ценили выше, чем выступления жонглеров или актеров-кукольников.

Предтечей итальянского театра Возрождения являлся средневековый фарс, возникший в XV веке. «Фарс» в переводе с латинского  - «начинка», «фарш». Фарс использовали в качестве «начинки» в малоинтересных мистериях. Истоки средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, устраивавшимися на масленичной неделе. Нередко горожанин – автор фарса, высмеивал жадное духовенство, и невежественных дураков, крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, соседей и самого автора.

Изгнанные из церкви маскарады ещё больше высмеивали нудные проповеди епископов, пышные выезды королей, простофилей мужей и сварливых жен и даже Папу Римского, беспутных монахов, странствующих рыцарей, жадных купцов, крестьян. Победителями оказывались находчивые, смекалистые и жизненно хваткие. Комические эпизоды и сценки, разыгрываемые на глазах у публики, получили название соти(фр. «дурачество»).«Исторические» пьесы артисты играли не в исторических костюмах, а в тех, которые носили в их время и в их стране.

Театр, о котором вы сегодня узнали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

Народно-смеховая культура по новому представляет «мрачное» Средневековье как празднично-поэтическое восприятие мира.

Текст, связанный со средневековым театром.

 «Представления  обычно начинались в 7-9 ч утра. В 11-12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь. Некоторые спектакли запрещалось смотреть детям до 12 лет и больным старцам. Но ведь спектакль шел на площади, окруженной домами, церквами, балконами, и кто углядит за ребятишками…

В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу. Представления отвлекали население от обычных занятий, поэтому их ставили раз в год на большие христианские праздники – рождество или пасху. И проходили эти представления до 25 дней подряд».

Вопросы:

  1. какое направление средневековой культуры отражено в этом тексте?
  2. назовите главную форму этих спектаклей.

Е. М. Ларионова, Школа №362, Санкт-Петербург