PDF Печать E-mail
Тема: «Быт, традиции и культура древних славян». Урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационной технологии и элементов технологии сотрудничества .

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  Обобщить знания учащихся о жизни  восточных славян закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре восточно - славянских племен.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  продолжить формирование у учащихся воспитание товарищества, взаимопомощи; уважение и любви к своей Родине.

РАЗВИВАЮЩАЯ:  развитие способностей к анализу и логическому мышлению, способность к взаимодействию на занятии, развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников ,а также их взаимодействию и сотрудничеству во время учебного процесса.

ТИП УРОКА :  закрепление пройденного материала.

ФОРМА УРОКА: заочная экскурсия.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

-  сотрудничества;

-  информационно-комуникационная;

-  здоровьесберегающая.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

-  мультимедийные слайды

-  фотографии по теме "Быт восточных славян"

-  славянские поговорки,

-  песня «Конь»  И. Матвиенко,

-  предметы  быта(музейные экспонаты)

-  карточки с заданием для групп.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  обществознание, кубановедение, литература.

Подготовка к уроку:

1.         Учитель заранее готовит наглядные материалы (мультимедийные слайды, комплекты фотографий, предметы  быта славян, опорные конспекты для групп)

2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает комплект фотографий, конспект, предметы быта древних славян  и готовит экскурсию по "своим объектам".

ХОД УРОКА

Организационный момент .

Учитель:

 Пролетела перемена,

Вот позвал звонок всех в класс.

Ждёт дискуссия и тема

На уроке нас сейчас.

Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф.

Песня «Конь» И. Матвиенко

Учитель:

- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были у восточных славян. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте славян: их жилище, утвари, одежде, традициях и ремеслах.

- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому гражданину нашей страны?( версии учащихся).

Перед вами предметы связанные с нашей сегодняшней темой, фотографии, а также опорные конспекты которые помогут вам в проведении нашей экскурсии в которой вам предстоит роль экскурсоводов. И так начнем.

Актуализация знаний.

1. Вступительное слово учащихся.

1 ученик:

Здесь родина моих отцов и матерей,

среди берез, дубрав, полей

пропитана делами их вся здешняя земля

«И нэбом котрым дыхалы» воны дышу и я

Днепро шумить там где шумел Славутич

С глубин его слышны слова

Я не хахол, бульбаш, казак- Я РУСИЧ

Мы от одной рубахи рукава.

2 ученик:

Мы древа древнего - едины ветви

Кирпичики одной печи

Потомки наши, мы и наши предки

Как солнца одного лучи!

Мы в драку первые не лезем

Но за свое мы постоим

И пусть хоть трижды ляжем наземь

Наш русский дух не победим!

3 ученик:

Воспрянем расправляя плечи,

Заколосим собой поля

Наш непокорный русский дух ты вечен

Как вечна наша русская земля!

2.Беседа по теме "Славянский быт":

(Каждая группа учащихся подготовила выступление по заданной учителем  тематике и распределив их между собой подготовила выступления, охватываются все учащиеся)

а) Первая группа учащихся.

Жилище.(выступление учащегося)

Поначалу когда славяне ещё не умели строить надёжные жилища , они сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать. Устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.

Позднее на пространствах России, где в качестве основного материала использовался лес, восточные славяне стали строить срубное жилище в виде полуземлянок  с бревенчатыми стенами и надземные жилища из бревен . На  севере и в центре распространения срубного жилища использовали в основном хвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглых очищенных от коры, но неотёсанных брёвен.

Также использовали и столбовую технику возведения стен жилого дома Основу стен составляли столбы, врытые в землю на одинаковом расстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различным материалом. Потолок был плоским, основой потолка служил толстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.

Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза.

Примерно четверть избы занимала духовая печь. Большинство русских печей были глинобитными. Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, а в праздник, нередко и в будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. Мебель преобладала неподвижная встроенная . Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли с ней одно целое.

Посуда.(выступление учащегося)

Посуду изготавливали из глины и дерева.Славянская керамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошо обожжённая посуда, сделанная на кругу в форме горшков без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек или кружков.Для изготовления деревянной посуды использовали кору берёзы, древесину липы и осины. Из коры берёзы изготавливали: туески кружки, короба, корзины.

Одежда . (выступление учащегося)

Мужская.

Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколоток. Плечи и спину древние славяне часто оставляли неприкрытыми и даже в бой шли так.

Женская. (выступление учащегося)

Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья .Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. Подол рубахи обычно украшали  вышивкой, использовали также кружева и  ленты.

У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.

Демонстрация слайдов и фотографий «Славянский быт»( 2 - 12)

3 ученик: В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков-огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.

Физкультминутка.

 (Дыхательная гимнастика)

Продолжение работы по теме урока.

3. Беседа по теме: "Обряды и традиции".

б) Вторая группа учащихся.

 (Выступление учащегося.)

У восточных славян бытовали различные обряды: свадебный, имянаречение,  похороны и другие.

Свадебный обряд

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вино - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Испросив благословения у родителей, жених сажает невесту в свадебный поезд и едет на венчание. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: -“Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры”-. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. После застолья молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Обряд ИмяНаречения. (выступление учащегося)

Обряд ИмяНаречения у Славян проводился в основном на двух больших праздниках, либо на День ИмяНаречения, либо на Святый день Перуна. Проходили его дети, достигшие возраста 12 лет и семи пядей во лбу (что указывает на определенный рост, миропонимание и самостоятельность). До достижения этого возраста ребенка звали чадо, сын, дочь и так далее, но не по-имени.

Во время обряда Обрядчик, проводящий его, отводил ребенка в сторону, подальше от остальных. Ребенок должен был войти в воду реки, и если он был мужского пола, то обязательно в реку или водоем с проточной водой, если девочка, то подходило и озеро, трижды окунался с головой, и тогда все привязки, энергетические связи и каналы обрывались, и ребенок выходил из водоема чистым. Затем он надевал рубаху чистого белого цвета, украшенную красными защитными орнаментами, сшитую специально для него и для этого обряда.

Следом за этим Обрядчик тихо, дабы никто не услышал, называл ему его истинное имя или, так называемое, сакральное имя. Это имя - и есть его образ, и в нем таится суть того, с чем он пришел в этот мир. Это имя знает только само чадо и Обрядчик, и более никто на свете не знал этого имени. Тем самым, никто более не мог питаться энергией ребенка, проклинать его или приносить ему еще какой-либо другой вред.

После этого Обрядчик вслух, а иногда и во всеуслышанье, говорил, «И будут называть тебя….», тем самым он давал общинное имя, и под ним ребенка будут знать в общине, и им он будет представляться всем остальным на протяжении всей своей жизни. С момента прохождения обряда ИмяНаречения, ребенок становился совершеннолетним и получал право голоса в общине.

Восточнославянские погребения(выступление учащегося)

У восточных славян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обряд заключался в том, что тело умершего с плачем доставлялось на кладбище скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев уже был сложен костёр, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, - непосредственно на костёр, или на доске, или в ладье. После этого родственники поджигали костёр. В урну вкладывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Сама могила, называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, была различной высоты, в среднем примерно 1-2 метра.

Демонстрация слайдов и фотографий «Обряды славян»( 13 – 21)

4. Беседа по теме «Народные промысла и ремёсла».

в) Третья группа учащихся.

Основными занятиями восточных славян мы знаем были земледелие и скотоводство. Но кроме того восточные славяне владели и разными ремёслами: кузнечное, бортничество, бондарское ремесло и ряда других.. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы.

4 ученик:

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

В кузницах ещё была маленькая наковальня, на которой кузнец изготавливал украшения для женщин из золота, серебра, меди.

Без изделий кузнеца не могли обойтись в посёлке, поэтому он работал в кузнице круглый год, это ремесло было основным у восточных славян.

Бортничество.

5 ученик .

Все конечно любят мед,

Что нам бортник принесет,

Ведь работа трудновата,

Мед добыть в пчелиной хате.

Название этого ремесла происходит от славянского слова «БОРТЬ», что означает – дупло дерева. Бортники занимались сбором меда диких пчел которые в основном находились в дуплах деревьев.

Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством

Прядение и ткачество.

В холодную зимнюю пору славяне не оставались без дела. Лето кончилось, полевые работы завершены, и теперь они должны были обеспечить семью всем необходимым: одеждой, посудой, деревянной утварью,  и т.д.

 Каждая женщина в семье умела прясть пряжу, ткать и шить одежду.

На слайде вы видите приспособления с помощью которых пряли пряжу, ткали полотно – это прялка, гребёнка, веретено и ткацкий станок, на котором ткали полотно. Работа эта была долгой и кропотливой. Иногда, чтобы соткать полотно размером 1м требовался целый месяц.

Пряжу получали из стеблей льна и шерсти животных.

- Лён специально выращивали на своих полях славяне и изготавливали из него полотно. Но не всякую ткань называли “полотном” - это слово у славян обозначало только льняную материю.

- Никакая одежда не может сравниться с льняной: зимой – она греет, летом – холодит. Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человека.

Бондарь.

Бондарями на Руси назывались мастера по изготовлению бочек.Бочки,а позже и деревянные ведра бондари изготавливали из тонких дощечек липы и осины, ведь в то время не было железных ведер. В бочках хранили квашеную капусту, яблоки моченые, сливы.

Демонстрация слайдов и фотографий «Народные промыслы и ремесла» (22-37)

Совместная работа в группах.

Группа 1 . Нарисуйте, что из изученного на уроке вы запомнили больше всего. Поясните свой рисунок, почему именно данный элемент изученной темы вы выбрали?

По примеру схемы о жилище (приложение 1.)заполните  предложенную схему указав основные характерные черты :

Группа 2 . Обряды восточных славян (приложение 2.)

Группа 3. Ремесла восточных славян (приложение 3.)

Итог урока.

Выставление оценок за работу на  уроке с комментариями учителя.

Домашнее задание.

Составьте кроссворд по теме: «Славянский быт».

Прогнозируемый результат.

 Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.

Д. П. Брындак, ГБОУ НПО ПУ №71, ст. Новопокровская, Краснодарский край