PDF Печать E-mail
В гости к художникам (В.И. Суриков)

Красота и гармония, грусть и романтизм, загадка и величие… увидеть и понять красоту мира во всём многообразии его цветов и оттенков помогают нам произведения изобразительного искусства. Без сомнения творения великих живописцев делают нашу жизнь интересней и ярче. Однако, для того, чтобы понять этот удивительный мир живописи, нужно научиться понимать язык изобразительного искусства, его средства и приёмы созданий художественных произведений.

Увы, земной недолог путь,

И всё ж во власти человека –

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века.

И. Гёте

Павел Михайлович Третьяков, крупный предприниматель, владелец льняной мануфактуры в Костроме, патриот и любитель искусства в 1850-х годах задумал создать первый  в России музей национального искусства. Стремясь собрать в своей коллекции лучшие произведения лучших художников, П.М. Третьяков приобретал лучшее, что появлялось тогда на выставках. Основное ядро его коллекции составили работы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.Е. Репина.  П.М. Третьяков – один из первых русских коллекционеров – поддержал новые течения в искусстве XIX века, покупая картины неизвестных тогда художников И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина.

Через всю свою жизнь Павел Михайлович пронёс непоколебимую веру в торжество русской школы живописи. Эта вера и любовь к русскому искусству побудили его в 1860 году определить свой капитал на устройство в Москве общественной картинной галереи.

Василий Иванович Суриков родился в г. Красноярске 12 января, 1848г. в казачьей семье.

С Ермаком пришли с Дона его родня по отцовской линии, от которых Суриков унаследовал гордый вольнолюбивый характер. Мать так же была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак, моё казачество более чем 200-летнее…» Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать – прекрасная вышивальщица, обладала врождённым вкусом.

Истоком формирования понятий о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью, нравов, с мужеством людей, с удалью народных игр, величественной природой, живым дыханием истории.

Первый учитель (наставник) Сурикова был учитель рисования Красноярского уездного училища Н. В. Гребнёв. Он учил его рисовать путём копирования гравюр с картин старых мастеров.

Позднее, после смерти отца, когда Сурикову приходилось помогать в содержании семьи, его рисунки заметил красноярский губернатор Замятин, который ходатайствовал о зачислении Сурикова учеником перед советом Академии.

Два месяца длилась его дорога из Красноярска в Петербург, но, приехав туда, к экзамену оказался не готов и поступил в школу общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову. За три летних месяца он освоил трёхгодичный курс и 28 августа 1866 года успешно сдал экзамены в академию художеств.

Осенью следующего года Суриков уже работал над первым своим самостоятельным произведением «Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади в Петербурге». Учился он успешно, особых успехов он достиг в композиции, недаром товарищи называли его «композитором».

После окончания академии в звании классного художника 1 степени, Суриков получил возможность «в виде исключения» поехать за границу. Но попросил взамен выполнить заказ по росписи Храма Христа Спасителя, затем выполнил ещё немного заказов и уехал в Москву. Сделал в течении 2-х лет фрески изображения 4-х Вселенских соборов и больше на заказ не писал.

Приехав в Москву Суриков женился на Елизавете АвгустовнеШарэ, внучке декабриста П.П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать своё», иначе говоря,  «он стал на свой путь». Казалось, заговорили сами стены Кремля; в его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему потрясающей.

Например, «Утро стрелецкой казни» потрясает не ужасом смерти, а мощью характеров, трагедийностью этого события истории. (демонстрация картины)«Когда их задумал – писал Суриков – у меня все лица так и возникли и цветовая гамма вместе с композицией, я ведь живу от самого холста, из него всё возникает».  Картина прямо на выставке была куплена Третьяковым.

Если в стрельцах была показана трагедия массы, то в картине «Меньшиков в Берёзове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России.(демонстрация картины)

Три года спустя, после написания «Меньшиков в Берёзове», Суриков начал писать другую свою гениальную картину «Боярыня Морозова»(демонстрация картины).  Для образа он взял сподвижницу протопопа Аввакума. Её трагическая судьба неотделима от народа, который противился никоновским церковным реформам. В этой картине художник сумел выразить душевную стойкость, самоотверженность, красоту русских людей. Сюжетом картины Суриков избрал эпизод, когда Ф.П. Морозову увозят к месту заточения. Посаженная в простые дровни, она, по мысли царя, должна испытать позор и унижение, но, поднимая руку с двуперстным знамением, отменённым церковной реформой, боярыня показывает, что не стыдится этого поругания, и призывает весь народ следовать древнему благочестию.

В 1888 году Суриков испытал тяжелое потрясение – умерла его жена и художник почти покинул искусство. Послушав родных суриков, вместе с дочерью едет в Сибирь в Красноярск. В картине «Взятие снежного городка» заметны прямые источники огромного жизнелюбия художника, которым он наделил и героев своего произведения (демонстрация картины).

В 1891 году Суриков возвращается в Москву и пишет новую работу «Покорение Сибири Ермаком» (демонстрация картины). Две стихии встречаются, когда видишь грандиозную сцену битвы. Фигура Ермака сразу выделяется и в то же время он неотделим от казаков. А армию Кучума как будто охватила паника при виде такого войска, она кажется разобщённой. Пейзаж картины позволяет почувствовать трудность перехода, значимость подвига русских богатырей.

Последнее произведение Сурикова «Степан Разин»(демонстрация картины). Над ним он работал несколько лет. Показал внутренний мир человека: «…сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нём?..»

В 1912 году на выставке союза русских художников выставлена картина «Посещение царевной женского монастыря». Историко-бытовая картина (демонстрация картины).

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего – это прекрасные этюды к историческим картинам и «Снежному городку». Глубоко раскрыты характеры в его портретах и автопортретах; удивительно раскрыты женские образы в портретных произведениях(демонстрация картин).

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Л.А. Сочинова, МБОУ Северная СОШ, Варнавинский район, Нижегородская область