PDF Печать E-mail
§11.4 Человек нового времени

 

   XX век принес невиданные достижения прогресса и цивилизации, и все же главным его достоянием стал Человек, который научился управлять сверхскоростными машинами, покорил космическое пространство, постиг неведомые тайны Вселенной. Человек нового времени был и остается главным объектом пристального изучения не только ученых, но и деятелей искусства.

  Искусство XX века словно через увеличительное стекло рассматривает человека, пытаясь понять его сущность. Кто же он: "неудачная конструкция", жертва цивилизации и прогресса или вершитель судеб человечества? Особенно интересуют искусство проблемы взаимоотношения человека и общества. Эти отношения чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, искусство возвеличивает человека, прославляет его духовную мощь и физические возможности. А с другой - человек оказывается перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем. Не всегда он способен решить их самостоятельно, без чьей-либо поддержки. Тогда он уходит в мир собственной души и разрывает привычные отношения с окружающими. Неприятие действительности очень часто оборачивается для него бегством в мир абстрактных грез и иллюзий. Тогда смещается привычное видение мира, действительность искажается, коверкается до неузнаваемости. Пространство и время теряют естественные очертания и формы, а человек оказывается в зыбком и абсурдном мире.

   Познакомьтесь с творчеством известного художника XX века  Сальвадора Дали (1904-1989) и убедитесь, насколько сложно и противоречиво восприятие художником окружающего мира. В его картинах появляются фантастические видения, противоестественные сочетания предметов и вещей, едва угадываются портретные очертания человека.

  В одной из самых известных картин "Постоянство памяти" (1931) на пустынном, слово вымершем фоне, представлено странное существо, напоминающее останки какого-то морского животного. В нем можно рассмотреть одновременно черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, свисающие с голой, обломанной ветки оливы. Они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожестве сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а поэтому время остановилось навсегда, наступил "конец времен".

  Как только ни пыталось искусство XX века взглянуть на человека! Кубисты сводили человеческую личность к простейшим геометрическим формам, пространственным сочетаниям кубов, треугольников и призм. Оно смотрело на человека глазами ребенка, а значит, упрощенно и порой примитивно. Человека противопоставляли обществу, подчеркивая его абсолютное одиночество в окружающем враждебном мире. Тема трагической судьбы человека, его разобщенности с обществом стала одной из ведущих в искусстве нового времени.

  Произведения живописи, литературы, музыки и кино передают растерянность, отчаяние и страх человека, живущего в уродливом мире насилия и лжи. В них воссоздается атмосфера жестокости, тревоги и мистики.

  Отчаянный крик боли, ужаса и страдания человека запечатлен в картине "Крик" норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944). В жизни маленького невзрачного человека произошло нечто ужасное. Зажав голову руками, он кричит, и в крике сотрясается все его тело. А в это время два его спутника спокойно и равнодушно удаляются, не обращая на него никакого внимания. Их фигуры растворяются в предзакатных лучах солнца, выразительно подчеркивая атмосферу ледяного равнодушия к одинокому, брошенному на произвол судьбы человеку.

  Искусство XX века предлагает человеку удалиться от городской суеты, найти место, исполненное природного очарования и красоты. Представители лэнд-арта - искусства, зовущего человека на лоно природы, оперируют большими пространствами воды, земли, камней и растительности. В их произведениях можно наблюдать изменения земной коры, трансформацию климата, движение материков, старение гор, рождение или гибель рек, морей и озер и т.д.

В 1970 году американский художник Роберт Смитсон (1938-1973) построил знаменитую "Спиральную дамбу" длиной в 480 метров! Она выложена из камней и земли на мелководье Большого Соленого озера в штате Юта. Художник предлагает зрителям покинуть пределы  обычного жизненного пространства и совершить, как он сам, увлекательное путешествие в мир природы. Спиралевидная структура сооружения позволяет, по мнению художника, максимально приблизить человека к окружающей среде.

  В условиях расцвета коммуникаций, когда человек не мыслит своего существования без лифта, метро, самолета, телефона или компьютера, художественные экспериментаторы конца XX века ставят перед собой задачу усовершенствования жизненной среды, оказания помощи заблудшему и грешному человеку. Каким путем пойдет искусство третьего тысячелетия? Каким оно увидит человека в недалеком будущем? Вот вопросы, на которые, по всей вероятности, искусству предстоит ответить в самое ближайшее время.

Задания для самостоятельной работы

1.Каким предстает человек и его отношения с обществом в произведениях искусства нового времени? С какими произведениями искусства XX века вы бы познакомили своих товарищей? Объясните свой выбор.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область