PDF Печать E-mail
§10.1 Человек и Природа. Взгляд через века.

 

   Жизнь человека всегда была неотъемлема от природы. Познавая её тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая была присуща неповторимой загадочности звёздного неба и восходам солнца, чарующей зелени молодых всходов и ярких красок золотой осени.. Обращаясь к природе, человек не бесстрастно копировал её, а создавал свой собственный поэтический мир, где тесно переплелись сказка и быль, вымысел и реальность.

Быть может, вся природа - мозаика цветов?          

Быть может, вся природа - различность голосов?

Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

Быть может, вся природа - желанье красоты?

У мысли  нет орудия  измерить глубину,

Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.

Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: «Стой!»,

Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой...    К. Бальмонт

  В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной и непонятной стихией. Позднее, в эпоху античности, все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов, а поэтому всё чаще с надеждой и мольбами он взирал на вершины Олимпа.

  И все-таки желание постичь закономерности природы, понять её «язык» и «душу» оказались гораздо сильнее страха. Постепенно человек перестал прятаться от её стихийных проявлений, а более уверенно научился управлять её законами.

Природа - сфинкс. И тем она верней        Что, может статься, никакой от века

Своим искусом губит человека,                    Загадки нет и не было у ней.   Ф.Тютчев

В эпоху Возрождения человек стал восприниматься как венец творения Бога, как центр и средоточие мира. Пять веков назад сам  Леонардо да Винчи  пытался осмыслить тайны природы: его мысль устремлялась в поднебесье и низвергалась в пучину морских вод,  он конструировал модели летательных аппаратов и подводные дыхательные приборы, он мечтал о тех временах, когда человек покорит и подчинит себе её стихийные силы.

  В XVII в. в связи с принятием гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля, некогда считавшаяся центром мироздания, теперь воспринималась одной из планет, вращающихся вокруг солнца, изменились и представления  человека о природе. Да и сам он мыслится, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой- великой силой, способной управлять природой. "Что такое человек в бесконечном? Что такое человек в природе?" - спрашивает французский ученый Блез Паскаль (1623-1662). И отвечает: «Это ничто в сравнении с бесконечностью и всё в сравнении с ничтожностью: это середина между ничем и всем».

Расширение представлений человека о природе, порождало уверенность в возможности познания ее законов на основе разума и опыта. Таким образом, в эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам. Вот как сказал об этом английский поэт Александр Поуп в поэме "Опыт о Человеке":

И стало быть, один Закон от века              Тот скажет нам, как сотворил нас Бог.

Как у Природы, так у Человека...                …Так если совершенно мудр Творец

Кто видит сквозь невидимый покров            И наше мирозданье - образец

Сложение Вселенной из миров,                      Гармонии, где всё завершено

Другие солнца, коим счёту нет,                    Или существования лишено,

В коловращении других планет,                   Тогда в творенье человек - не тень,

Других созданий и других эпох,                     А некая разумная ступень...

Так где же место Человека в Природе?

Ясна простая истина, как день:                    «Как целость мировая хороша,

Необходима каждая ступень.                        Чьё тело - вся природа, Бог - душа».

   В XX веке в связи с расширением  технических возможностей современной  цивилизации деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду. Теперь человек научился летать выше птиц и быстрее звука, он пронзает земную твердь до огненного ядра и небесный свод до раскаленных светил.  Но всегда ли разумны отношения человека и природы?

Наша маленькая планета Земля сегодня, нуждается в спасении и защите.

Что оставим мы будущим поколениям?

Свой голос в защиту окружающей среды внесли и деятели искусства XX века:

Полуотравленная газом,                               Взгляни в себя разумным глазом,

По нефтяным болотам - вплавь.                Нельзя же все богатства разом –

Куда ты рвёшься? Где твой разум?         Чуть-чуть грядущему оставь!   М. Дудин

   В музыку II половины XX в. всё настойчивее проникает урбанистический грохот: гул заводов и фабрик, шум железных дорог и улиц больших городов

(«Завод» А.В. Мосолова, «Рельсы» Дешевова, «Пасифик - 231» А. Онеггера,

«Этюд с железными дорогами» Шеффера).  Все эти музыкальные произведения как бы предвещают грядущую экологическую катастрофу, подчеркивают противостояние между естественной и искусственной средой обитания. А может быть, действительно, в природе что-то нарушилось, исчезло необходимое равновесие?

В картинах французского художника А.Матисса есть стремление противопоставить живительные силы человека и природы миру современной цивилизации, которая лишает человека спокойствия, превращает его в бездушную машину, подобие манекенов.... Не к пугающей и враждебной стихии обращены взоры художника, а к природе дружелюбной, яркой и радостной, дарящей человеку чистый воздух, солнечный свет, тепло, яркие красочные цветы и деревья. Эта природа улыбается человеку, она делает его более совершенным, чем он есть на самом деле.

    В картине «Радость жизни» воплощена мечта художника  о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне цветущей, почти райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

    Природа всегда была и остаётся источником  эстетических впечатлений для каждого человека.

Задание для самостоятельной работы

1.Как на протяжении веков складывались отношения Человека и Природы?

Какое воплощение они нашли в известных вам произведениях искусства? Как и почему выразили свое отношение к Природе деятели искусства в 20 веке? Каким может быть ваш собственный вклад в защиту окружающей среды

( стихотворение, музыкальное сочинение, плакат или рисунок).

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область